Vladimir Hooligan History / История Владимирской земли

Наши маленькие провинциальные города и посёлки совсем умерли. В них живут люди и даже встречается молодежь, однако все они оторваны от своей малой родины, которая предстаёт перед ними как нечто обезличенное, скучное и банальное. От такой картины мира и сами люди превратились в скучных неинтересных потребителей.

Чтобы как-то сподвигнуть наших земляков к оживлению своей региональной идентичности, неомерянский художник-резчик Антон Смоленский из Суромны рисует для них забавные этнофутуристические граффити-постеры и пишет к ним шутливо-серьезные статьи.

Несколько слов от автора: Владимирщина – географическое, историческое и социокультурное пространство, которое является нашей родиной! Современная активная и адекватная молодежь Владимирщины устала дышать исторической пылью былых эпох. Мы по-настоящему гордимся своей историей и корнями, однако жизнь продолжается и благополучие нашей земли в наших руках!

Сегодня мы духовно обезличены и перестали чувствовать свою землю. Очень хочется верить, что новые поколения художников, музыкантов, поэтов, спортсменов, политиков и просто неравнодушных людей вновь воссоздадут утраченную самобытность нашего уникального во всех отношениях края!

СЕРДЦЕ — НОВЫЙ СИМВОЛ КИРЖАЧА!

В очередной раз мы обращаемся к геральдическим символам Владимирщины с целью их переосмысления на современный манер, но с опорой на исторические корни.

На этот раз предлагаем вашему вниманию макет альтернативного герба г.Киржач.

На изначальном гербе изображена сова, как символ вековой мудрости и размеренности жизни, что отражает основные черты Киржачского менталитета. В связи с этим, сову мы решили перенести и на новый герб.

Предки Киржаченцев жили в междуречье р.Киржач и р.Шерна как минимум уже 8-10 тыс.лет назад, они то и дали названия всем окрестным рекам. Киржач в переводе с древнего языка означает -«Левый приток», а в значении города имеет перевод как «левобережный город».

Также в районе г.Киржача протекают такие реки как:

ШЕРНА — сладкая
ШЕРЕДУР — сладкая долина
КЛЯЗЬМА — рыбная река
СЕНГЕМ — победоносная
ШОРНА — «талая» или по др. версии «кустистая»

Поскольку Киржач- это город «слева», то на гербе мы решили изобразить сердце. У человека сердце находится слева, значит и у нашей Владимирской земли сердце тоже где-то слева и зовется оно теперь «Киржачом». Потому что Суздаль — это душа, а Владимир больше ассоциируется с разумным ( рациональным) началом Владимирщины.

В сердце, подобно артериям и венам, входят и выходят древнейшие реки Киржачского района. Эти реки несут в своих водах мудрость далёких предков и хранят нас и нашу землю от невзгод.

Фон выбран зелёный, как символ природной чистоты и здорового человеческого естества, которому не чужд ни Бог, ни дьявол (что соответствует древним шаманским верованиями края).

Возможно, альтернативный герб Киржачского края вдохновит современных жителей на изучение своей региональной истории и традиций, а также позволит лучше почувствовать свою Киржачскую идентичность!

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «МУРОМ»?

Название «Муром» носит один из древнейших городов Владимирщины, но корень «муром» есть и в названиях некоторых других населенных пунктов:

С.Муромка (Гороховецкий р-н), с. Муромцево (Судогодский р-н), с. Муромино (Рязанская обл), Дер. Муромка (рязанская обл), также один из притоков Оки называется «Муромка». итд.

Все эти названия маркируют территории, на которых когда-то жило древнее финно-угорское племя «Мурома».
Мурома вошла в историю как воинственное и свободолюбивое племя, которое в итоге стало основным позвонком в хребте древнерусского государства.

Откуда же произошло это странное название «Мурома»?

Наиболее правдоподобной выглядит версия о происхождении данного названия от мерянско-черемисского глагола «мурам» — «пою»/«петь»/«песня»/«пение».

В другом родственном языке – Эрзянском, слово «морамо» значит «пение», а глагол «морамс» — «петь, играть на гуслях».

Таким образом можно сделать вывод, что в переводе на современный язык слово «мурома» означает «песенное место»/ «место, где играют гусли»/ «место веселья» или применимо к людям — «поющие, веселые люди».

В свою очередь, название города «Муром» в широком смысле можно интерпретировать как «веселое поселение, где люди поют и играют на гуслях».

Современные жители г.Мурома уже давно забыли о своих благородных корнях, однако тяга Муромлян к веселому досугу прослеживается и сегодня. Посудите сами, на 100 000 населения провинциального города приходится 5 крупных ночных клубов («Край света», «Карусель», «Счастье», «Vенеция», «Москва») , а кафе и пабы вообще не поддаются счету.

* на прикрепленном рисунке изображена девушка одетая в одежду, которую носили ближайшие родственники Муромы — народ Эрзя. Похожую одежду могли носить и Муромские женщины.
Надпись: «Ус Мурома дэнс» на языке мери и муромы означает: «Ус»- новый, «Мурома» — название народа Мурома, «дэнс» — англоязычное слово, обозначающее «танцы».

СУЗДАЛЬСКАЯ ВОЛЧИЦА

По одной из версий изначально слово «суздаль» звучало как «suzi bol», что на мерянском языке означает «волчья деревня» или «волчье логово».

На общепринятом гербе г.Суздаля, который появился только в 1722 году, изображена птица сокол, но как этот символ сочетается с глубинным историческим наследием древней столицы понимается с трудом.

Мы решили переосмыслить геральдическую символику г.Суздаля с опорой на древние региональные традиции и вместо сокола изобразили на гербе голову дикой волчицы))

Мерянскому городу-мерянский герб!

ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

Представляем вашему вниманию современное переосмысление образа легендарной иконы «Владимирской Богоматери».

Этот рисунок не имеет ничего общего с богохульством. Напротив, мы постарались актуализировать христианские и языческие народные представления о хранительнице Владимирской земли.

Религией наших древних мерянских предков был шаманизм. Они с одинаковым почтением относились и к небесному богу «Юмо», и к дьяволу «Керемету». Так же, с древнейших времён на владимирской земле существовал культ «небесной матери», которая по преданию создала нашу землю и покровительствует всему живому на ней.

Когда Андрей Боголюбский в 12в. привез во Владимир христианскую икону Богородицы, то его попы, дабы заручиться поддержкой местного языческого населения, говорили людям, что на иконе изображена именно древняя языческая Богиня-мать, охраняющая наш край от зла.

С той поры языческие народные верования часто находят отражение в христианских образах. Этот симбиоз можно наблюдать и сегодня.

Богиня-мать смотрит на Владимирскую землю и плачет от того, что её дети забыли о ней. Но несмотря на это, наша небесная покровительница продолжает любить и оберегать священную землю предков.

Действительно, мы совсем забыли своё духовное наследие! Вместо этого у нас постоянно какие-то интересы в далёких краях. Мы готовы умирать и лить кровь за чужую землю, а в это время наша настоящая родина умирает под нашими ногами. Забытая, разворованная, оболганная, — она уже устала любить нас, не видящих ничего кроме телевизионного экрана.

Пора нам вернуться домой из далёкой Абхазии, Сирии, Украины..
Слишком давно не было улыбки на лице нашей Небесной Матери.

ТЁМНАЯ ДУША ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛИ

Владимирский край — это не белокаменные церквушки и не рассказы экскурсовода.
Владимирский край — это атмосфера. Атмосфера вечности и холода.

Наш край похож на чистое, прозрачное осеннее озеро на дне которого безо всякого искажения видны камни,сонные рыбы и утонувшие бутылки.

Апатия в лицах прохожих отражает веками взлелеянный менталитет.
Мы никогда не были лучше и хуже тоже не становимся. Мы такие какими должны быть, в полной гармонии с нашим микрокосмом.

Нас почти невозможно на что то сподвигнуть, мы не можем создать волну, стихийные порывы нам чужды.
Пришлые называют нас «какими-то угнетёнными», но нам самим это признать также тяжело, как изменить свою северную натуру.

Мы не знаем, что означают наши символы и откуда идут наши корни. Мы словно загипнотизированы холодной прозрачностью Клязьмы.. или Нерли.

Мы заморожены и крепки как железобетонный фундамент под памятником. По сути мы и есть фундамент, фундамент империи, которая не даёт нам ни чего, да нам ни чего и не надо.

Наши далёкие предки были умелыми охотниками, от них нам досталось умение рассчитывать только на себя. Кто бы что ни говорил, к каким бы благим делам нас ни призывал, мы только вид сделаем, что мол согласны и поддерживаем, но сами ни пальцем не шевельнём, ни рубля не дадим на общее благо. Поэтому и государство мы воспринимаем как нечто параллельное, не наше.

У нас нет ничего по-настоящему ценного, кроме нас самих, нашей чёрной остывшей земли и вечно текущих куда-то рек.

«Клязьма» на языке наших предков означает «река богатая рыбой»,
«Нерль» — птичий клюв (потому что форма русла очень похожа),
«Унжа» — песочное дно, а «Судогда» — извилистая речка…

Только все эти разгадки нам ни к чему, потому что в глубине своих тёмных душ мы и так всё прекрасно знаем.

Д.СУРОМНА (ОКОЛО п.БОГОЛЮБОВО)

Многие Владимирцы летом подолгу простаивали в пробке на въезде в п.Боголюбово. Пробка, конечно, всех раздражает, но благодаря ей многие дачники успевают отчетливо разглядеть и запомнить дорожный указатель на д.Суромна.

Многие ли проезжающие задумывались над значением слова «суромна»?
А мы задумались и полезли искать ответ в краеведческую литературу.

К сожалению, информации об истории д.Суромна либо нет вообще, либо найти её трудно. Но в некоторых краеведческих докладах всё-же удалось отыскать значение слова «суромна».

Итак, в работе ковровского краеведа Владимира Голубева читаем:

» вероятно это название происходит от «суромень» — еловый лес у подножия холмов или оврагов».

Действительно, неподалёку от д.Суромна есть большой овраг (бывшее русло р.Клязьма). Если предположить, что когда то давно на месте д. Суромны был еловый лес, то предположение ковровского краеведа очень похоже на правду.

Доподлинно неизвестно от какого именно языка происходит корень «сур»\»суром», но можно предположить, что если в округе превалируют в основном финно-угорские (мерянские) и славянские названия рек и деревень, то и истоки слова «суромна» нужно искать в одном из этих двух языков.

Если слово «суромна» имеет всё же мерянское происхождение, то есть смысл поискать похожие слова в родственных языках, например в финском.

Итак, в финском языке есть очень похожие слова:
surma — гибель
surmaaja — убийца
surmaaminen — убийство
surmaava — смертоносный, смертельный.

Конечно, научно обоснованное предположение на основе этих данных делать глупо, но пофантазировать можно.

Быть может, на этом месте в давние времена (при Андрее Боголюбском, например) было место казни, или там мог располагаться дом палача.

В любом случае слово «суромна» таит в себе что то мрачное и загадочное.
Не даром есть русская народная поговорка:
«В березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, а в еловом повеситься»

МЕРЯНСКИЙ КОСМОНАВТ №2

В последнее время все часто вспоминают Юрия Алексеевича Гагарина и его героический подвиг.

Многие прогрессивные люди также в курсе недавнего открытия костромских краеведов, которые выяснили, что ближайшие предки первого космонавта были последними представителями древнего народа Меря. Мало того, стало известно, что прадед Ю.Гагарина был из когорты деревенских лекарей-шаманов.

Меря — легендарный народ, который формально исчез, но потомки его продолжают успешно жить и созидать на бескрайних просторах Российской Федерации. По сути, Меряне, на ровне с другими народами, образовали ядро современного русского этноса.

Так совпало, что совсем недавно ушел из жизни другой известный космонавт — Валерий Николаевич Кубасов, коренной Вязниковец.

Удивительно, но фамилия «Кубасов» — это типично мерянская фамилия, происходящая от мерянского слова «кубас» — «буй» / «поплавок».

По-видимому обладатели такого прозвища были людьми большими, массивными, либо же имели способность находить выход из трудных жизненных ситуаций (т.е непотопляемый человек). Про таких говорят: «пробивной парень» или «он своего не упустит»

По этой ссылке можно посмотреть фотографию Вязниковского космонавта Кубасова:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Valeriy_N._Kub..

Возможно, найдутся знатоки, способные по внешнему облику дать этническую характеристику нашего прославленного земляка.

А в заключении, хочется коротко рассказать о достижениях уроженца Вязниковского края Валерия Кубасова:

ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ: с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера коробля «Союз-6» . Во время полёта впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе.
ВТОРОЙ ПОЛЁТ: с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера коробля «Союз-19». В ходе полёта впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран — «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США).
ТРЕТИЙ ПОЛЁТ: с 26 мая по 3 июня 1980 года в качестве командира корабля «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции «Салют-6».
После ухода из отряда космонавтов продолжил работать в НПО «Энергия» в должности заместителя руководителя отделения Главного конструкторского бюро имени С. П. Королева.

Скончался 19 февраля 2014 года. Похоронен в родном городе Вязники (Владимирская обл).

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий