Тӱня Кумалтыш

01

В Советском районе Республики Марий Эл в священной роще Пӱнчеран ото, рядом с деревней Яҥгранур 18 октября состоялось Всемарийское моление приверженцев Марийской Традиционной Религии. На нем собралось около двух тысяч человек. В Пӱнчеран ото приехали паломники как из разных районов Марий Эл, так и из Башкортостана, Татарстана, Кировской и Костромской областей, из Москвы. Это подтверждает слова марийских картов о том, что всемирные моления объединяют весь народ мари, который собирается со всех уголков необъятной России.

03

  • Васли Тумаев, участник моления. Цикма. –

На входе висит табличка – Святая роща – Кӱсото. Это значит, что в этом таинственном для всякого городского человека пространстве есть запреты и надо уметь себя вести:

Сюда нельзя просто так заходить, праздно отдыхать, ломать ветки и рубить деревья, жечь костры, приходить с животными. Молебные рощи посещаются приверженцами Марий йӱла — марийской религии в определенные праздники и дни. Но и в эти дни существуют определенные табу. Например, сюда нельзя заходить женщинам в известный период. Табу здесь, конечно же, и алкоголь, и мусор — и все гости отмечают, в Кӱсото действительно всегда поразительная чистота.

04

  • Мамаев Вячеслав Михайлович, главный онаеҥ Сернурского района возглавляющий ежегодные моления на Чумбылате –

Бывают родовые или семейные моления, бывают моления жителей того или иного села или сельской общины, а бывают моления республиканского масштаба, всемарийские. Сегодня именно такое моление – Тӱня Кумалтыш. Это моление всех марийцев, куда приезжают люди не только из Марий Эл, но и из Татарстана, Башкирии, Кировской области. На Тӱня Кумалтыш в роще выбрано 5 онапу рядом с которыми оборудовано 5 кострищ.
Всё по солнцу, основной — Тӱҥ Юмо — Бог-творец, далее — Мланде Ава — Земля-мать, дух земли. Шочын Ава — дух, покровительствующий рождению жизни, защищающий её. Мер Юмо — дух, регулирующий общественную жизнь, покровитель общины, Курык Кугыза — дух, судья, распорядитель справедливости.

05

  • Василий, фермер. Кукмарь –

Что такое онапу? Это Душа Кӱсото – священное дерево, ну то есть дерево-алтарь, дерево-как антенна, через которое проходит мостик-связь между нами и Богами.
Наши карты-жрецы центром моления выбирают именно его. На разных молениях и в разных Кӱсото бывает разное количество онапу.

06

  • Иван Богомолов, художник. Йошкар Ола –

Мы семьей каждый год на моление ездим. Традиция почитания предков в нашей семье привита сызмальства, свято чтили завет и оберегали рощи. У меня в памяти сохранилось семейное моление в кӱсото Пактек корем в 1970 году. Обряд с жертвенным даром вёл карт, наш сосед Элыксандр Кочай. В то время традиционная религия была под запретом, только родовые, семейные моления проходили.
Всемарийские осенние моления проводятся поблизости от нашей родной деревни Кукмарий каждый год, в рощах: Чокмото, Тумньымучаш ото, Нурсола Ош Куэр ото. Здесь берут начало истоки рек: Кундыш, Ӱшӱт, Шуй, Немда.

Утренние напутственные слова нашей мамы о благостном проведении молении всегда в радость и придаёт бодрость духа нашей большой семье.

07

  • Работницы мастерской одежды «Сайвер». Йошкар Ола –

Мы привезли на моление льняную одежду с традиционной марийской вышивкой. Это все наша мастерская «Сайвер» делает. А рядом, при входе в Кӱсото, деревянное строение издалека напоминающее часовню. Про него все новички нас спрашивают. В нем находится Казначей – которому каждый желающий может принести пожертвования. Как и всякая традиционная религия наша Марий йӱла имеет свою кассу.

Деньги как всегда идут на благостные цели — для покупок инвентаря. Наверняка котлы чугунные в Чебоксарах покупают, на транспортные расходы нужны деньги и на другие нужды. Для организации следующих всемарийских осенних молений.

Будете в Йошкар Оле, заходите в нашу мастерскую на Подольских курсантов д.14А!

08

  • Жительницы ближайшей округи –

Узнав, что в нашей священной роще, рядом с деревней, будет проводиться всемарийское моление, мы отправилась сюда, не раздумывая. Это традиция наших семей, нас родители с детства приучили. Принесли традиционные угощения и жертвенного гуся, благодарить Богов за милость к нашим мольбам.

09

  • Бушков Руслан Аркадьевич, историк и этнограф. Казань –

Я приехал из Казани. По профессии и призванию историк и этнограф. Изучаю финно-угорскую историю Поволжья. Когда сюда проникли древние тюрки, их в принципе было всего несколько тысяч воинов-всадников. Недавно по телевизору смотрел передачу, снятую в Болгарии, кто такие булгары. Все знают, что часть булгар ушла на Дунай, а другая на среднюю Волгу. Они всегда говорили – мы булгары, а вы местные. Известно, что булгары называли наших предков черемисы. В переводе с древнетюркского чира, чирмыш означает «местный». Черемисы это «местные люди». Потом это стало означать ополченец, воин. Эту мысль я буду раскручивать в моих новых книгах по истории марийского народа.

10

  • Велемудр, славянский родновер. Киров –

Я из соседнего Кирова. У нас там славянская община. Заканчиваю исторический факультет ВятГГУ. Думаю, что Марийский край — это настоящая языческая жемчужина. Марийская традиционная религия это уникальное богатство, которое необходимо не просто сохранять, а широко популяризировать. Как для самих марийцев, так и для русских. У нас в Кировской области много обрусевших марийцев. Знаете, что меня больше всего поразило в марийской традиционной религии? Я сразу обратил внимание, что это единственная религия в России, в которой ее адепты молятся за всех своих соседей, и вообще за весь мир. Я думаю, что во время моления происходит общение, диалог молящихся и Богов.

11

  • Андрей Малышев-Мерянин. Finugor –

Марийская традиционная религия в 21 веке продолжает играть важную роль в жизни современного общества. Она, будучи национальной верой для всех мари, интегрирует людей из разных регионов, часто напрямую не связанных с центром, ядром – Марий Эл, в единое целое. Участники молений никогда не подразделяются по месту проживания, все они – чи мари, дети Ош Поро Кугу Юмо. Общемарийский аспект здесь главенствует над локальными различиями.

12

А карты и онапу – всего лишь проводники, через которые молитвы людей передаются на Небо к Юмо.

Автор фото и текста: Андрей Малышев — Мерянин

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий