Ожившие образы мифов ветлужских и вятских марийцев

kuprianoffoto 20121216_0055203 копия2

Художник, краевед, исследователь мерян, основатель общества Metsa kunnta (Лесная община) Андрей Мерянин (Малышев) создал новый цикл работ, посвященных мифологии северных мари, потомки которых и сегодня проживают на территории нынешних Кировской и Костромской областей РФ. Размышлениями о том, что побудило взяться за данную тему, Андрей поделился с читателями Инфоцентра FINUGOR.

В среде славянофилов живет версия, что Вятский и Ветлужский края издавна были населены славянами, и даже само название реки Вятка якобы произошло от имени племени вятичей. Однако историки и в особенности археологи доказали, что вятичи, да и вообще все древние славяне никак не могли оказаться в тех местах, где сейчас расположен город Киров или Ветлуга, поскольку исконными жителями этой земли были и остаются неславянские народы. Получив большое количество опровержений, подтвержденных к тому же фактами, эта теория в наше время научным миром отвергнута, но, к сожалению, не забыта в среде политизированных поп-фольклористов.

В эпоху Средневековья марийцы жили в междуречье Ветлуги и Вятки: на западе располагались древнерусские княжества, на юго-востоке — Булгария, на востоке находились земли древних удмуртов

tarbeeva

Бабушка Андрея Малышева по материнской линии (родовая фамилия Тарбеева). Их род происходит из Куменского района Кировской области — с реки Ирдым

Взяться за тему этнической истории этого загадочного и прекрасного региона побудили меня два обстоятельства. Первое связано с тем, что моя бабушка по матери родом из одной, уже лет 40 не существующей, деревни с тихой марийской реки Ирдым… С этой семейной ниточкой связывающей меня с марийским народом переплелись дороги моего путешествия в эти прекрасные края, состоявшегося осенью 2013 года. Таково второе обстоятельство.

kostromaa_merjaВторая бабушка А.Малышева, костромская меря. (родовая фамилия Жадова) Костромская область, Шача-река

В ходе путешествия я посетил загадочные городища ананьинцев [Ананьинская культура существовала в IX—III вв. до н. э. на территории Среднего Поволжья и в бассейне реки Камы; в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), в западной — волжские финны. — прим. ред.] и азелинцев [Азелинская культура — археологическая культура III—V веков н.э. в Волго-Вятском междуречье; сформировалась на основе традиций пьяноборской культуры — наследнице распавшейся ананьинской культурно-исторической общности. — прим. ред.], побывал на месте упокоения кугыза Чумбылата и чочоя Акпатыра, предался медитации на валах героического Малмыжа и на священной горе кугыза Болтуша, проехал по землям легендарного Кая, услышал древние марийские наигрыши на шувыре и шепот духов предков в священных рощах… Яркие воспоминания, впечатления и ассоциации в течении этой зимы вылились в серию работ которые я сегодня представляю вашему вниманию…

ŠNUJ KAJÖK / ШНУЙ КАЙЫК / СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА

Картина изображает трехглавое крылатое божество — священную птицу ананьинцев, предков древних марийцев. Это изображение было найдено археологами на Пижемском городище в устье реки Пижмы — в месте, где находилось языческое святилище. Рядом со святилищем, между валом и обрывом высокого берега, археологами был открыт полузаваленный колодцеобразный ход, сложенный из больших, правильной формы, каменных глыб, он так же был признан ритуальным. Местное предание гласит, что древние люди, предки жителей окрестных деревень, с этого городища имели подземный ход в город Кукарка (ныне город Советск Кировской области), где жили их соплеменники. Наряду с обожествлением коня в мифологии финно-угорского мира культ птицы занимал важное место в системе представлений о происхождении мира, рождении человека, его бытии и смерти. Многие исследователи отмечали, что «культ птицы также один из древнейших на территории и северо-востока Восточной Европы и Западной Сибири. Об этом можно судить по широкому распространению изображений разнообразных священных птиц, воспроизводимых в качестве орнамента на глиняной посуде эпохи неолита и бронзы.

ŠANGA KUNDEMÖN KAJ KUGÖZA / ШАНГА КУНДЕМЫН КАЙ КУГЫЗА / КАЙ КНЯЗЬ ШАНГИ

kaj_kugyza

Кай — марийский князь Шангонского княжества (Ветля-Шангонского кугызства). Согласно «Ветлужскому летописцу», некрещеный марийский народ, живший по реке Энер (Ветлуге), был сильным и воинственным. Он имел своих кугызов-князей. Один из них, кугыз Кай, правил в Шанге (Шангское городище).

Марийцы построили город Шангу — Шанзу (Старо-Шангское (мар. Шанза) — деревня в Шарьинском районе Костромской области. Входит в состав Шангского сельского поселения) в начале XII века, чтобы остановить экспансию Галич-Мерьского княжества. Для своего времени это был хорошо укрепленный пограничный город.

  • ČUMBÖLAT KURÖK KUGÖZA / ЧУМБЫЛАТ КУРЫК КУГЫЗА / ЧУМБЫЛАТ ГОРНЫЙ СТАРИК

чумбылат

По старинному языческому преданию, в одной из пещер на берегу реки Нёмда спит легендарный марийский кугыз-князь Чумбылат. Он лежит на золотом камне, как знаменитый германский император Фридрих Гогенштауффен. И, как и глава гибеллинов, Чумбылат проснется в последние времена, когда пробудятся даже камни. Он придет, чтобы возглавить свой любимый народ…

  • AKPATÖR ČOČOJ / АКПАТЫР ЧОЧОЙ / СВЯТОЙ АКПАТЫР

akpatyr

Акпатыр-чочой (деревня Кетек–Мучаш, XVI век, ныне Малмыжский район Кировской области) — легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант. По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры. Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр («белый богатырь»).

  • JUMÖN UDÖR / ЮМЫН УДЫР / ДОЧЬ НЕБА

дочь марийского народа

Образ Юмын yдыр, «небесной девы» (финск. jumalan tyttar, Ilmatar), относится к числу наиболее архаичных в марийской мифологии. По мнению Ю.А. Калиева, она первоначально была единственной владычицей звездного неба, верховной богиней матриархального древнефинно-угорского пантеона. На это указывает осколок древней песни:

«И матушка нам небо, и небо нам матушка».

Вращение созвездий воспринималось как пастьба принадлежащего Юмын yдыр стада диких животных. Образ Юмын yдыр, трансформировался в образ живущей на небе дочери Ош Кугу Юмо — пастушки, пряхи, вышивальщицы, водоноски и хлебопека. Это привело к синтезу архаических и исторически новых черт. Полярная звезда стала представляться в виде веретена, которое вращает Юмын yдыр:

«Небесная дева пряжу прядет. Вокруг веретена мотает клубок».

  • MALMÖŽÖN ČONŽO / МАЛМЫЖЫН ЧОНЖО / ДУХ МАЛМЫЖА

После захвата Казанского ханства в 1552 году часть московских войск направилась на марийский город Малмыж, что сейчас в Кировской области, но там пришельцы потерпели поражение. Марийским кугызом, правителем Малмыжского княжества, был Болтуш, по-марийски – Полтыш, что означает «полтыш» — застёжка, бляха.

  • ČAPLE KALÖK TUKÖM / ЧАПЛЕ КАЛЫК ТУКЫМ / ПОТОМОК СЛАВНОГО НАРОДА

потомок славного народа

Марийцы использовали различные музыкальные инструменты в жизни и обрядовой практике. В традиционной культуре они схранили барабан, гусли, свирель, музыкально-сигнальную трубу и волынку — шувыр.

Шувыр является одним из уникальных инструментов мари народа. Звукоряд у волынки диатонический. Резкий, жужжащий звук. На шувыре исполняют мелодии обрядовых, свадебных и трудовых песен. Из-за того, что обе музыкальные трубки шувыра звучат одновременно, становится возможным исполнение двух наигрышей. Играют на шувыре на свадьбах и гулянках в основном мужчины.

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий