Смысл назидания для нас, в том, что Идеал, Образец должен быть доставлен к нам извне. «Чудо преображения» возможно только на привнесённом материале и людях, будь то культуртрегерство якобы массово пришедших сюда переселенцев с запада или английская паровая машина, а не на созданном автохтонами — здесь, вчера, сегодня, завтра. В российской «имперской матрице», возникшей во времена Петра I, в ее истории, культуре было легитимно только чужое.
В такой установке отражается вечная провинциальность и маргинальность «имперской матрицы». Даже то, что существовало в древности или создано здесь, должно быть переозвучено «столицей» или «заграницей». Конечно же, при всей этой «переозвучке» наше исконное становится чужим, привнесенным, но зато получает право на жизнь. Только такой, заграничный образец можно «присвоить» полноценно: то есть развивать и улучшать.
Всем народам свойственно иметь великих предков и легендарные страны, что существовали на их землях в незапамятной древности. Эта особенность мышления внезапно обрела живучесть и в Европейской России, накрытой кризисом идентичности. Вся история Центральной России — словно полноводная река, струи которой то и дело завиваются в воронки. В них рождаются новые-старые региональные культурные пространства — вроде страны «Вису», «Чуди», «Мещёры», «Вятичей», «Кривии» или пространств нашей «Мерянии».
Будто бы в переваренном растворе стихийно начинается процесс кристаллизации новых культурных брендов. Какие-то отдельные течения вдруг заворачиваются в кольцо, замыкаются на себя, начинают чувствовать свою региональную особенность внутри единого общего русского потока.
И вместо «имперской матрицы» Петра появляется новая-старая «Мерянская матрица». Она одно из таких завихрений среди общего потока.
Она призвана создать сверхпродукт: новые культурные идеи, переосмысленные исторические образы, и смыслы будущего. Она работает как плавильная печь. То, что попадает в неё, выходит совсем иным. А процесс плавления в этой печи начинается как цепная реакция: в регионе Верхнего Поволжья сходятся разнообразные явления. Словно сливаются несколько цветов, например, жёлтый и синий, – и появляется не жёлто-синий цвет, а зелёный: новый, третий. Словно медь соединяется с оловом, и получается не медно-оловянный сплав, а особый металл — бронза.
Особенность преображения в том, что мы начинаем иметь дело не с механическим миксом из исходных элементов — финнов, балтов, славян, или с обезличенными постсоветскими людьми — а с нечто новым и неожиданным, имеющим свои особые качества. Эта вновь образованная общность осознает свое сугубо древнее племенное, региональное происхождение и смысл без ущерба для общей большой «общности».
На мерянскую землю Волго-Окского междуречья в XII веке пришли киевские князья Рюриковичи со своими дружинами и людом. Вместе с ними появились здесь и христианские миссионеры. Им нужны были «свежие силы», и они крестили финнов и балтов в свою христианскую веру. Что дала эта встреча? Она дала не только выживание и развитие микро- и макро-коллективов, она привела к Преображению Культа и Пространства.
Волжские финны внесли в православие свои представления о поклонении Божеству, и в наших северных церквях появились идолы святых — деревянная скульптура. Это был откровенный вызов каноническому восточному христианству в котором запрещено изображение святых в круглой скульптуре. Но церковь ничего не смогла поделать с этим новым явлением и в конце концов разрешила епархиям иметь в храмах такие святыни.
Сосредоточием преображения Пространства стала наша великая река Волга, это уникальное место Встречи. Встречи Европы и Азии; Севера и Юга, финнов, скандинавов, тюрок, балтов и славян; христианства, ислама и язычества. Зона этой встречи — зона Преображения. Появления чего-то нового — третьего, получившегося из исходных составляющих. (Как в познании, где самые важные открытия делаются на стыках наук.)
Торговля великого Волжского пути, финский Хтонизм и Космизм, традиции Московии, техно-футуризм СССР, в начале нашего XXI века порождают новое и неожиданное, совершенно самобытное явление — «неомерянскую культурную матрицу».
Через осознание конца и начала круг замыкается. Меряния — это Альфа и Омега, это та Земля откуда есть пошло государство Московское и начинается современная Россия нового тысячелетия. Такова наша новая «неомерянская матрица».
Иллюстрация: Андрей Мерянин. «Преображение». 2011 год
меря, мерянский этнофутуризм, меряне, Меряния, Мерямаа, Андрей Мерянин, язычество, шаманизм, Древняя Русь, Залесская земля, Залесье, Ёлс, Юмал, родноверие, славяне, Велес, кереметь, священная роща, Русский Север, Мещёра, russian mythology, Russian paganism, Merjamaa, Andrey Merjanyn, Meryan art, Paganism, Finno-Ugric peoples, Shamanism,
Комментарии: