Этот арт посвящается сказочному мерянскому городку носящему нежное имя Шуууя. Вот так именно, с придыханием и колышущимся на ветру камышом слога «шууу». Когда возникла Шуя, никто точно не знает. Впервые это название упоминается в нижегородской летописи под 1393 годом, а с 1403 года известна фамилия князей Шуйских, образованная от названия селения. Название по расположению селения при впадении реки Шуя в реку Теза (левый приток Клязьмы); гидроним Шуя из финского Suo oja — «болотистая» (suo — «болото», оjа — «река, ручей»). Тут же, неподалеку, в XX веке были обнаружены древние мерянские захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к Волжскому торговому пути X—XI веков.
Что именно здесь понадобилось делать людям, которые первоначально расположились чуть ниже по течению Тезы (в районе современного поселка Клочкова), тоже неизвестно. Но фактом остается то, что первый протогородской центр всей нынешней шуйской округи относится еще к железному веку. Это так называемое Иваново городище, или, более верно, Клочковский археологический комплекс — крупное поселение представителей протофинской дьяковской культуры VI вв. до н.э. — VI в н.э., а так же мерянское поселение VII — XI вв. н.э. Носители финской культуры были оседлыми земледельцами и скотоводами. Да, да, именно в этих дьяковских и мерянских городках, а не в известном городе Шуе, зародилась городская культура Шуйского края, куда более древняя и богатая, чем можно представить по немногим сохранившимся письменным памятникам средневековья.
Итак, в развитом средневековье, в древнерусское время, политический центр края переместился на новое место. Огромный (по меркам того времени) город раскинулся на живописных кручах левого берега Тезы и носил название Шуя. В нем сидели свои князья из рода Рюрика позднее прозвавшиеся Шуйскими. Местное мерянское население промышляло охотой, разводило домашний скот, занималось земледелием и ремеслами, торговало со всем финно-угорским, скандинавским и тюркским миром от Балтики до Камы. Племя меря расселилось по всему Волго-Окскому междуречью, вместе с словенами и кривичами основывая все новые города-крепости: Кинешму, Плёс, Юрьевец, Унжу.
Мерянские люди жили по берегам больших и малых рек и озер, и вглядывались в синий свет Небес… Синий свет небес, свет Обители Бога Юмола и Духов… Тридевятое Царство-Тридесятое Государство… Давно известно, что мечты о полёте в небо всегда шли бок о бок с человеком.
Мне видится что особенно это применимо к русскому народу, наследнику мерян. Эти мечты заложены в нас на бессознательном уровне. Многие наши фантазии направлены в небо, в иное царство — иное государство. Мы любим оставить далеко в низу все материальное, будничное и устремиться в шаманский полёт. Думали об этом и сто и тысячу лет назад, думали взрослые и дети. Так зарождалась наша мечта, ставшая самой заветной, – подняться в небо….
PS: В картине фигурирует знаменитая шуйская колокольня Воскресенского собора. Она была выстроена в 1832 году. «Зданием каменная, о пяти ярусов, ярусы украшены башнями, колоннами и лепными украшениями. Вышина колокольни от основания до оконечности креста 49 саж. 2 арш.». В переводе на современные единицы измерения высота колокольни составляет почти 106 метров. Из всех подобных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в столице Невского края Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м).
Андрей Мерянин. 2011 год.
меря, мерянский этнофутуризм, меряне, Меряния, Мерямаа, Андрей Мерянин, язычество, шаманизм, Древняя Русь, Залесская земля, Залесье, Ёлс, Юмал, родноверие, славяне, Велес, Шуя, кереметь, священная роща, Русский Север, Мещёра, russian mythology, Russian paganism, Merjamaa, Andrey Merjanyn, Meryan art, Paganism, Finno-Ugric peoples, Shamanism,
Комментарии: