![Интервью с Андреем Мерянином. Часть 1., изображение №1](https://sun9-59.userapi.com/impg/84Rw1UvEYoyWJCtQI1VfuTrr_Egk-tudypzg5w/RIubsTSFd3U.jpg?size=807x538&quality=96&sign=e64a47ff8f8d80927b666a2393c4411f&type=album)
Расскажи о себе — немного биографии, а то я о тебе вообще ничерта не знаю, как и многие другие. Где родился, кем вырос, как учился?
Привет! Родился я в Костроме, в детстве жил в Александрове и Москве, учился в советской школе, рисовал стенгазеты к 7 ноября и 9 мая, стоял в очереди в Мавзолей, наблюдал кортежи Брежнева, когда ходил в кинотеатр Пионер на Кутузовском, лазил с пацанами по задворкам иностранных посольств там же на Дорогомиловской заставе, фарцевал модельками и жвачками, что видимо и повлияло на мое критическое отношение к официозу.
Летом как все дети ездил в деревню к бабушкам и дедушкам в Мещёру, Владимирскую и Костромскую области, что тоже, как я теперь понимаю, сформировало мой круг интересов. В общем, вел жизнь типичного советского ребенка.
С раннего детства любил много рисовать, поэтому родители отдали меня в детскую художественную школу при Союзе архитекторов СССР. Это и определило мою дальнейшую стезю. В 1990 году, после неудачной попытки поступления в Театрально-художественное училище я пошел в ВПУ (высшее производственное училище) с художественным уклоном, оттуда в Московский художественный лицей и после него в Строгановский художественно-промышленный университет, в котором закончил отделение Декоративно-прикладного искусства. Все это было в 90-х годах. С нами учились ребята разных национальностей, из разных стран. Мы общались, знакомя друг друга со своими народными традициями, вместе придумывали различные проекты, так я увлекся этно-искусством.
![Дизайн для одежды андеграундного лейбла New Pagan Universe. 1997 год.](https://sun9-50.userapi.com/impg/msexRxNjVIqsMwuUGeJtWNiDzZmFiJHLZmgkhg/yh_eyENajOM.jpg?size=807x807&quality=96&sign=36ad303dfce7343ad93454759e87960c&type=album)
В дальнейшем в 2000-ых годах искал свой стиль в рамках неославянского направления, пока в 2009 году не прочел в сети про эстонских этнофутуристов и понял, вот оно – моё!
Чего тебя потянуло в неомерянство? Три ключевых причины, толкнувших тебя на путь «мерянского этнофутуризма», как ты его называешь?
Все началось с интереса к дохристианским верованиям. В июне 1993 года на развале у Музея Ленина на Манежке я купил «Велесову книгу» под редакцией Асова, кажется, это было самое первое её издание в России. Через месяц, в июле, я отправился на художественный пленер по Волге. Шел по Волге, Шексне, Свири, Онежскому и Ладожскому озерам на теплоходе, писал этюды с однокашниками и читал «Велесову книгу». Только представь себе, туманные пространства Валаама, исполинские башни Кирилло-Белозерского монастыря на озере Сивер и строки — «Вот, Старград оставив, пошли они к Ильмер озеру и там сотворили град другой Новый, и там мы и сейчас пребываем. И тут Сварогу, первому Пращуру, молимся среди источников Рожаниц».
Мурашки по коже!
![Интервью с Андреем Мерянином. Часть 1., изображение №3](https://sun9-2.userapi.com/impg/02CGC2TRPP83I73yRC1YgrSIJuB_Dwq0jPPQsg/Gkz2impLgHs.jpg?size=588x579&quality=96&sign=3029dfcb2b73039d276a73f1a889c29a&type=album)
Потом, в 1994 году на развале у Гостинного двора в Питере я купил подборку журналов «Волхв» издаваемых Дедом Остромыслом (Виктор Николаевич Безверхий). В числе этих журналов была книга вологодского историка Александра Кузнецова «Языческая топонимия Заволочья». Она вышла под обложкой этого журнала. Эти две книги, «Велесова» и Кузнецова повлияли на меня самым кардинальным образом. Потом был, как сейчас говорят, буккроссинг, обмен книгами со знакомыми. В ходе этой практики мне в руки попали книги американского антрополога и этноботаника Теренса МакКены, начался период увлечения шаманизмом и, как сейчас говорят, религиозностью доиндоевропейского субстрата Европы.
После окончания университета я вернулся к неославянской теме, проводниками в которую для меня стали Вадим Казаков, Илья Черкасов (волхв Велеслав) и Богумил Гасанов (волхв Богумил). Этому направлению я посвятил 10 плодотворных лет. Я был участником многих обрядов, походов по городищам, курганами, «святым камням» в Калужской, Брянской, Московской областях, международных конференций, встреч, концертов и выставок, самые запоминающиеся из которых были в Киеве в 2003 и в Минске в 2010. Был пропагандистом музыкального фольклора, издателем, плодотворным блогером, первым кто открыл широкой аудитории наследие западных славян (еще до появления в ЖЖ nap1000, и статей на эту тему у Льва Прозорова) оформил как дизайнер массу книг и журналов.
Все эти увлечения и практики незримо накладывались на мои ранние детские впечатления, историю моей собственной семьи. Неким поворотным толчком для меня послужила поездка в Ростов Великий в 2008 году. Там богатейшая коллекция древнерусской археологии. Я бродил по залам ранней истории Ростовской земли и читал на аннотациях – меря, меря, меря.
![У избы XIX века в ныне не существующей деревне Скребыкино. 1993 год.](https://sun9-64.userapi.com/impg/TYUcRc9HIX1PBx_mjj7_KF5oaJkb71fIAXOZAg/cQwIjM_jOYA.jpg?size=807x805&quality=96&sign=45de2c0e4ffab8345586334fe88ccb3f&type=album)
Стоп, помню в 1993 году мы с отцом в очередной раз поехали к нашим родственникам в деревню в Сусанинском районе (Костромская область) пошли купаться на Шачу и я спросил, пап, а что это за название такое, Шача? А это мерянское, ответил он, тут меря жила. Потом, вечером, баба Галя достала из русской печи вареную картошку, мы ели ее со сметаной и запивали парным молоком, и я все смотрел на ее курносое скуластое лицо и думал, меря, может мы их потомки? А в окне догорал августовский закат над Сусанинским болотом. В этом же году у меня вышло несколько материалов на эту тему. С этого момента славянское в моих интересах стало плавно перетекать в мерянское. На этот переход повлияло и общее опопсение родноверческого движения к началу 2010 годов, все, что было надо, я для себя узнал, и не видел больше «глубин».
![Интервью с Андреем Мерянином. Часть 1., изображение №5](https://sun9-44.userapi.com/impg/N-HOLEAlHys44dNLgGO9f_XWFPyFuxT_9W74qA/_duLmFPAelg.jpg?size=709x497&quality=96&sign=f8ac6d92aa200503ca1f91ab0f2995db&type=album)
Весной 2010 года я основал медиа проект Merjamaa и придумал собственное художественное и мировоззренческое направление «мерянский этнофутуризм». Если кто не знает, этнофутуризм как художественное течение и мировоззрение на российских пространствах сформировался в Удмуртии и Марий Эл в 1990-ых годах. Удмуртские и марийские художники-концептуалисты, озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в современность, воспользовались идеями, которые ранее, в конце 1980-ых годов, сформулировали эстонские художники. Вкратце основы этого направления можно обозначить так: это способ выживания традиционной культуры, которая находится сейчас в глубоком кризисе.
Таким образом, возникновение и развитие мерянского этнофутуризма — это в какой-то степени плод моего личного кризиса этнической самоидентификации. Начиная со знакомства с «Велесовой книгой», я считал себя русским славянином, но потом, внимательно присмотревшись к себе, близким людям, к истории земли в которую ухожу корнями, понял, что нет, русский-то русский, но не славянин. Меря. Вокруг Merjamaa быстро начала собираться неформальная тусовка читателей, краеведов, журналистов, писателей, историков, художников, оказалось, что многие люди на пространствах от Москвы до Вологды и Вятки разделяют идеи, которые я считал «глубоко личными».
Так появилась новая органика, новый прото-социум, историософия, стиль, в которых разные люди, идеи и формы вплелись друг в друга, и возник наш собственный мифологический и ритуальный подтекст. Пожалуй, мерянских этнофутуристов можно назвать шаманами XXI века. И это не случайно, средневековый кудесник, шаман, был философом, врачом, психологом, жрецом и художником одновременно. Мы ищем исконный, утерянный древнерусский, великорусский Образ. А мерянский он потому, что угадывает его в давних финно-угорских предках, в мерянских предках, в традиционной северной среде обитания, в переживаниях прошлого нашего Верхнего Поволжья. Многие нас критикуют за обращение к финно-угорскому субстрату, «народному православию», «регионализму» и мягко говоря, не любят, считая, что неомеря «раскалывает русскую нацию».
![Первый мерянский съезд в Плёсе. Алабужское городище мери. 2013 год.](https://sun9-62.userapi.com/impg/h8_t3qs5-2GYEJvm3xdfmf0r32PQue5pn19Q5A/11G-Fs4ESoI.jpg?size=807x605&quality=96&sign=10ce8a49332e3d08de1f40434b21c045&type=album)
Я же, наоборот, убежден, что обращение к мерянской истории обогащает русскую культуру. Вернее, даже, является ключом к пониманию «великорусскости». Поэтому направление наше глубоко почвенное и патриотичное. Городища, на которых жили предки, удивительное искусство нашего средневековья, простая и теплая бабушкина молитва, наивная иконопись городецкого стиля, резной наличник с драконами, «синие камни» и «паны», финно-угорское языковое наследие в наших верхневолжских диалектах, универсальные архетипы, все это корни мерянского этнофутуризма, нового взгляда на «русскость».
Где ты сейчас живёшь?
Живу в Москве, но в последние годы часто и надолго уезжаю по работе западнее Смоленска. Живу в пространстве между Москвой и Балтией.
Ты участвуешь в каких-то неомерянских религиозных действах, если таковые у вас приняты?
Участвую. Мы собираемся активом, каждый год приезжаем из разных городов в Ростов Великий на осеннее Равноденствие и в некоторые другие даты. На Равноденствие у нас обряд «Огонь предков», в этот день активисты (и не только мерянские, еще и марийцы, и представители других финно-угорских народов) зажигают на различных исторических местах (городищах, валганах, урочищах) огни в память своих предков. Наш «кунд» — сообщество, собирается на Сарском городище (изначальный летописный Ростов). Там у нас есть свое «намоленное» место — «кереметь» или «шилык» — мольбище. В другие даты мы ездим или на Сарское, или в другие сакральные места, коих в округе Ростова великое множество, например на «Свагуновский синь-камень», «гору Марьи-святой», на озеро-Годен, «Конда-памаш» — источник в Кондаково, или на «Трясловскийй валун».
Небольшой оффтоп
![Книга “Мерянский язык”. 2019 год.](https://sun9-78.userapi.com/impg/OLEymF3K1KW7yWdvsGBz43k9tkS160oGf_gN0g/aOX0IuiZ528.jpg?size=807x580&quality=96&sign=f3b27211c78d4c87c4983b814aae6d53&type=album)
В рамках неомерянской ритуалистики мы используем мерянские мифологические термины, и небольшие обращения. Это стало возможным благодаря нашей работе над ревитализацией мерянского языка которая идет с 2013 года. В рамках проекта, в котором участвует мой друг, этнограф и языковед из Кохмы Васка Шемтолгай, мы выпустили уже две книги (последняя вышла в 2019 году). Реконструированы имена Богов, названия праздников, основные религиозные понятия и термины. А также дохристианский мерянский именослов в котором 256 аутентичных мерянских имен. Разумеется, это не фэнтези и не прямое копирование марийского или вепсского языка. В основе каждой реконструкции лежит научный метод, многие формы были реконструированы академиками-мерянистами О.Б.Ткаченко и А.К. Матвеевым, и другими академическими исследователями мерянского языкового субстрата. Часть слов наши собственные «находки» из верхневолжской топонимимки и ономастики. В работе над Именословом очень помог труд академика С.Б. Веселовского «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии». Мерянский именослов реконструирован путем сопоставления субстратных неславянских древнерусских имен из “Ономастикона” Веселовского с верхневолжскими региональными (редкими русскими фамилиями, имеющими основной ареал в Верхневолжье), верхневолжскими субстратными антропотопонимами (данные топонимы возникли на основе имен, фамилий и прозвищ первопоселенцев, землевладельцев и иных категорий людей) и волго-финским именословом марийского языковеда С.Я. Черных.
Кроме словаря я в прошлом году замахнулся на мерянскую поваренную книгу. Реконструировал на основе верхневолжской этнографии в сравнении с рецептами марийцев, коми и вепсов «мерянскую кухню».
Все это, вместе взятое — словарь, именослов, перечень рецептов — по своей важности можно сравнить с выходом первого «Славянского именослова» Вадима Казакова в 1994 году.
Хотите узнать больше, купите в «Циолковском» или «Русской деревне» нашу с Ваской книгу «Мерянский язык».
![Камень-крестовик на Мережке. С съемочной группой канала “Культура”. Ивановская область. 2014 год.](https://sun9-44.userapi.com/impg/Gf31drqDjHeDMFXxTjpohpsieHe2-LpbneoTrg/9WdrSMUcQBs.jpg?size=807x805&quality=96&sign=0914fc463bb368798db818644254da75&type=album)
Помимо общих встреч каждый год проходит много частных, личных «мерянских хаджей», поездок по сакральным местам, личных молений, в том числе и домашних. Каждый год осенью зажигаю огонь в московском Коломенском у одного из камней-чашечников, поднимаюсь на Дьяковское городище, езжу на малую родину в Кострому, где посещаю места Силы, связанные с собственными предками, погост в Соболево, Мауровскую гору рядом с Домнино. Топонимы с корнем -маур, кстати, один из сакральных мерянских маркеров, Маура в переводе «земляная гора», в ареале ИМЗ существует 18 таких «горок», 15 из которых над реками. По-видимому, в древности они были связаны с празднованием «Кукуя» — летнего Солнцестояния, и некоторые из них в данный момент почитаются, самый известный пример вологодская гора-Маура где лежит камень-следовик. Регулярно посещаю Унорожское городище, «Шемякину гору» в Галиче, Авраамиево-Городецкий монастырь с его городищем над Чухломским озером, «Горячий-камень» в Коровново и «камень Божья-стопка» в Солигаличе. Все эти, и множество других мест Силы, давно оправославлены, но лично для себя я чисто языческие и православные места не разделяю, поскольку все они связаны с историей мери. На камне или городище зажигаю огонь, в церкви ставлю свечу, в «святых источниках» купаюсь, везде оставляю монеты, обязательно «белого» металла. Одной из самых необычных практик, которые у меня были — сон на лесном кладбище. У нас в Соболево (некогда село-центр прихода известного с XVII века и входившего в древний Шачебольский стан) в лесу целёхонькая церковь, между прочим, Никольская (очень люблю «никольские» места), там мои предки похоронены. В одно из посещений, в теплый сентябрьский денек я там, на лужайке забылся пророческим сном. Всем советую, ничто так не укореняет в мерянстве как сон у лесной церковки.
![Тӱня кумалтыш (Всемарийское моление) Куженер район Нурсола ял воктенсе Ош куэр ото. Республика Марий Эл. 2018 год.](https://sun9-3.userapi.com/impg/1gvmqZ2N5QcXnlHtrhvsyT1ge07CdTqZ3XX1lw/tDPcftpRbAY.jpg?size=807x807&quality=96&sign=ebdd92f40751f5e5157e757a4af42e30&type=album)
Периодически выбираюсь в Марий Эл и Кировский область на моления «Марий йула» — Марийской традиционной религии. Марий йула мне близка не только потому, что мари самый близкий, можно сказать братский мере финский народ, но и потому что я сам наполовину вятский мари по маме. Молился на священной горе Чумбылат и у могилы Акпатыра в Кировской области, в нескольких «мер-ото» в Марий Эл, участвовал в домашних молениях в гостях у уважаемых людей, в том числе картов (жрецов Марий йула). Помимо финно-угорского, великорусского народно-православного сакрума мне близка традиция балтов, много раз участвовал в обрядах традиционалистов Латвии.
![Выставка Merjamaa - Залесская земля в Переславском музее-заповеднике. 2015 год.](https://sun9-19.userapi.com/impg/DRkILKPuM43Se3XXWTaAXVliJlqGixDudUInIA/0aiX3-IuK1w.jpg?size=807x805&quality=96&sign=2f0770fcd897aead300d45d3ca7216d8&type=album)
Ты ведь являешься довольно популярным художником. С самого детства не прекращал писать? Есть какой-то момент, в который ты сказал себе «да — я само реализовался как художник»?
У нас мерянская художественная коллаборация с моим другом Валентином Константиновым из СПб, в рамках которой мы концептуально и визуально развиваем этнофутуристическое художественное направление. Но это он у нас в прямом смысле живописец, а я компьютерный график. Я не пишу красками, не рисую карандашом, весь процесс происходит на компьютере с использованием графического планшета. Но рисую и пишу тем или иным способом я с самого детства по сегодняшний день. Момента, когда я сказал себе стоп, пожалуй, не было никогда. Потому что с этой сферой связана и моя основная профессия, я графический дизайнер. Бывают только перерывы в мерянском творчестве, иногда по полгода, когда я ничего не рисую, а только накапливаю впечатления и мысли. При этом творческая самореализация продолжается в рамках ежедневного рабочего процесса.
![Интервью с Андреем Мерянином. Часть 2, изображение №1](https://sun9-27.userapi.com/impg/-GYJ2clkWNAL600rocM0KIGnIExitedPdnb2jQ/i4X_4tUcjLY.jpg?size=807x807&quality=96&sign=9325b677e23397585e915dfac8976d8f&type=album)
Три самых сильных и три самых слабых стороны неомерянства, на твой взгляд?
Сильные стороны:
- Уже более века никто не может сформировать позитивный образ «русскости», который бы пришелся по душе нам, русским. Мы мечемся от одной концепции к другой, в итоге не принимая никакой. Новые меряне полагают, что это связано с тотальной недооценкой роли автохтонного населения и его культуры, ментальности. Имманентные финно-угорские черты великороссов, такие как спокойствие, терпение, упорство в труде, сосредоточенность, привязанность к своей земле, лесу, такие как почитание древних местных святынь, не могут быть объяснены только в принятой сегодня колониальной миграционной модели освоения огромного лесного пространства Северо-Востока и Севера. Нам, очевидно, что без существенного, культурно и этнически определяющего коренного финно-угорского элемента было невозможно мирно и быстро включить гигантскую территорию от Балтики до Урала в состав древнерусских земель.
- Признание решающего вклада автохтонного населения задает правильный вектор в складывании новой историософии великороссов и нашей идентичности, не как нации «покорителей» и «завоевателей», а как нации «изначальных хозяев». Это позволяет выстроить глубинные отношения с собственной землей и предками.
- Мы не исследуем только прошлое и не пытаемся выстроить новую идентичность великороссов за счет архаики. Наша футуристическая концепция предлагает полноценную альтернативу нынешней механистической жизни потребительского общества.
Неостановимый процесс урбанизации и стягивания населения России в историческом центре Европейской части страны, совпадающий с мерянскими землями, необходимо корректировать в соответствии с финно-угорской природой великороссов. Мы выступаем за конурбацию, субурбанизацию — экологичное расселение и природопользование, образ жизни, работы и творчества, сочетание достоинств городской жизни с натуральной. Это не уход в деревню и традицию, а органическое соединение и трансформация.
![На выставке Merjamaa — Залесская земля в Переславском музее-заповеднике. 2015 год.](https://sun9-23.userapi.com/impg/azOuvpcVE4I8Z80WPac1kNrdx1nUFMIU1s9WOQ/ejl49veGQqM.jpg?size=807x805&quality=96&sign=b043d6ce1e76041d8d2b9047f25500d6&type=album)
Слабые стороны:
- В определенном смысле это отсутствие собственно древнемерянских письменных источников, записанных мифов. С другой стороны, неославяне тоже пользуются современными текстами, в том числе «Велесовой книгой» написанной Юрием Петровичем Миролюбовым, текстами и концепциями, являющимися экстраполяцией легенд и этнографии чехов, поляков и болгар и пр. на нашу среднерусскую почву (Мы же все славяне, почему бы не взять польскую песню Коло Яна и не спеть на «Купале» где-нибудь в Ижевске). На первый взгляд такой подход логичен и удобен, мы тоже могли бы взять, у марийцев и эрзян, не то что сохранившуюся мифологию, а сразу готовую живую языческую традицию. Но нет, это будет искусственный конструктивизм.
По немногим сохранившимся упоминаниям мерьских и чудских волхвов Древней Руси понятно, что у мери, до их христианизации, был шаманизм — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с Духами и Силами (Богами) в состоянии транса (камлание). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Все то, что мы видим в этнографическом язычестве северных великороссов и финно-угров. В неомерянском шаманизме мы обрисовали в мерянских языковых терминах (это не сложно было сделать) основные «Силы» и перекинули мостик к этнографическому «народному православию». Получилась вполне цельная картина, в рамках которой мы не отвергаем почти тысячелетний христианский пласт культуры и истории. Такой подход я бы тоже отнес к сильным сторонам. - Вторая слабая сторона, про которую обычно отмечают наши критики и хэйтеры — язык. Язык мери не сохранился. С одной стороны, это так. С другой, идет активная его реконструкция на основе академических источников (лингвистическая школы академиков Александра Константиновича Матвеева и Ореста Борисовича Ткаченко). Неомерянский язык с реконструированной из топонимики, русской региональной лексики, ономастики, лексикой и реконструированной по методу американского лингвиста Морриса Сводеша грамматикой, уже реальность. В прошлом году вышло второе издание книги «Мерянский язык».
- Третья слабая сторона, про которую часто говорят — не актуальность мери для пространства всей России. Да, «мерянское» локально и регионально. Но на месте критиков я бы вспомнил, что наша страна огромна, разнообразна и сложна. Меря это часть сложной картины, часть ландшафта Северо-Востока и Севера Европейской части России, основа нашей уникальной верхневолжской, северной культуры. Мы пробуждаем великороссов — самих себя, занимаемся культурной археологией, не отрицая никаких иных корней, иных регионов, народов, выступая за целостность Родины, но возвышая нашу автохтонность, укорененность на прадедовской земле.
![«Дорогой диких уток». Сергу Мерянг и Васка Шемтолгай с марийским арвуем на Шемякиной горе. Галич Мерьский. 2019 год.](https://sun9-60.userapi.com/impg/9y5P5qaMoxPC8tVghsdKHoBGFlVUU4EiFnNIKQ/2QY5uApYsqk.jpg?size=804x807&quality=96&sign=20c6f1ef438e3729d6f0edf749d43c30&type=album)
Вообще насколько неомерянство можно считать феноменом языческого/неоязыческого толка? Может ли сейчас появится неомерянский духовных лидер, основы вероучений, и прочий именно религиозный институт? Или это феномен больше культурный и частично политический?
Начиная с нашего пристрастного критика, ивановского игумена Виталия Уткина, мерянских этнофутуристов намеренно пытаются представить, как религиозное неоязыческое движение. Многим из нас, в частности мне, интересна дохристианская финно-угорская религиозность, народная религиозность этнографических великороссов и их эстетика, это не удивительно, поскольку заниматься этнографией, краеведением, этно-артом и не затрагивать этот пласт нашей культуры невозможно. Однако представлять неомерян «родноверами финно-угорского обряда» в корне неверно. Мерянский этнофутуризм не только не имеет единой религиозной доктрины, но даже какой-либо организационной структуры. Часть участников интересуется традиционным этнографическим язычеством, но другая – является православными христианами, и среди этой части есть воцерковлённые верующие, как, например, мой друг из Санкт-Петербурга художник Валентин Константинов.
Все же мерянский этнофутуризм — культурное, историософское явление, для которого вопросы религии не стоят на первом плане. Точно также ирландец-кельт, увлеченный кельтской культурой своих предков, с одинаковой вероятностью может быть приверженцем друидизма, может пропагандировать высокое наследие ирландских святых, а может оказаться и вовсе религиозно индифферентным. Подобные размежевания в русском национализме также хорошо известны, чтобы лишний раз говорить о них здесь. Общие культурные интересы не обязательно предполагают единомыслие в вопросах веры. Поэтому у нас нет неомерянских основ вероучения, и религиозных институтов.
![Арбуй Сергу Мерянг. 2017 год.](https://sun9-40.userapi.com/impg/MRYAl9RrmgDP5F-Jl6oEzs6f2hGCO3i1FyOhNg/BGcTQRovh6o.jpg?size=640x640&quality=96&sign=04ba41505d2e6b59b05695e6034d49e4&type=album)
Что касается духовного лидера, у части неомерян, увлекающихся язычеством, такой лидер есть. Это арбуй (по мерянски «волхв», «кам») из Ростова Великого — Сергу Мерянг. Уже не помню, как мы с ним «пересеклись» в Сети. Как это обычно бывает «сама Судьба» связала. Мы поняли друг друга, что называется, с полуслова. Сергу хранитель Сарского городища и Ростовской земли. Сергу пришел в мерянство из сибирской шаманской традиции. Еще находясь в сибирской традиции он, по собственному рассказу, долго искал «свое место Силы», место, где ему будет комфортно. Но однажды, оно само нашло его. Это был лес, напротив Сарского городища, а если быть точным, небольшой сезонный лагерь для скандинавских воинов и торговцев, проходивших в летописный Ростов с торговыми караванами по Волжскому пути. Он туда попал в рамках археологического лагеря, устроенного Ростовским музеем-заповедником. С этого и начался его «мерянский путь».
Основа вероучения — это классический шаманизм, укорененный в меряскую почву. По-видимому, у мери был именно шаманизм, тотемизм, дуализм, почитание камней и источников, отдельных деревьев и рощ, развитый культ предков, все то, что мы видим в немногих дошедших до нас письменных источниках, верхневолжских этнографии и «народном православии».
На счет «религиозного института» не думал над этим. Все «мерянское религиозное» слишком неформально, личностно, слишком «офлайн», не на показ. Тем более, как я уже сказал, большая часть неомерян православные христиане. «Мерянская религиозность» это на данный момент путь сугубо «личного постижения реальности», у каждого неомерянина он уникален, поэтому «религиозный институт» не нужен. Есть какие-то общие основополагающие формы, к которым люди, если хотят, могут обращаться в своих личных практиках.
![Летний Солнцеворот - Кукуй - Иванов день. 2011 год.](https://sun9-58.userapi.com/impg/7_VV1R8N93GWJJ9nyD_abBEFfsNaPK8p33nS9Q/UThXQ75OitE.jpg?size=567x424&quality=96&sign=351badb57f89e2df0bf270ab6f438aae&type=album)
Многое ли известно про конкретно религию у мерян?
Кое-что известно из древнерусских письменных источников, например, из «Повести временных лет», мы знаем про восстание ярославских волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году. Мерянские волхвы в голодный год шли вверх по Волге и Шексне, направляли людей на знатных жён, которые якобы «обилье держат». Злокозненных жен убивали. Волхвы вместе с людьми, числом триста человек, прибыли в Белоозеро и встретились там с Яном Вышатичем — киевским тысяцким собиравшим дань. Ян прежде, чем казнить волхвов, выяснил у них религиозную суть их мировоззрения, оказавшуюся верой в двуединое, божественное и дьявольское происхождение человека, распространённое у всех финно-угорских народов Поволжья. По тексту: «Бог мывся в мовници и вспотився, отерься ветхом и верже с небесе на землю; и распреся Сотона с Богом, кому в нем створити человека. И створи дьявол человека, а Бог душю в не вложи; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу». Из этого мы можем заключить, что мерянам был свойственен дуализм. В средневековых новгородских поучениях против язычества упоминаются «чудские арбуи» которые «арбуют» на «коломищах». Арбуй это аутентичное названия волхва, не только чудского, но, по-видимому и мерянского, так как точно такое же название «жреца» известно у северо-западных «кострмоских» марийцев, а «коломки», «коломища» это кладбища. Кое-что описано в «житиях» святых, в частности Авраамия Ростовского, Паисия Галичского.
![Священный огонь на древнерусском “коломище”. Марья Святая, 2016 год.](https://sun9-27.userapi.com/impg/Qq6T3zlmoA3S0D-iah4M3TXfaB-mBTaCBwAe9A/ZQ_EH6Zsu0s.jpg?size=807x807&quality=96&sign=c0acef9f73385240234faba4e340b8c2&type=album)
Что-то открывается в топонимике и сакральной географии, например, «паны» древние почитаемые могильники, «коломища», «маур-горы» священные возвышенности, «шилыки» мольбища, «кусты» священные рощи, «чаронды/царенды» лысые горы, «синие камни» и многое другое.
Кое-что скрывается в субстратной лексике. Так ярославско-костромской диалект донес до нас некоторые важные религиозные термины, пожелания и даже имена божеств (На Пантеоне недавно была тема про Ёлса) В моей книге «Мерянский язык» есть целый раздел посвященный основным религиозным терминам.
Другую часть наследия мы обретаем через сопоставление верхневолжской этнографии и этнографии марийцев, мордвы и вепсов. Например, костромская этнография донесла до нас отголоски финно-угорского обычая похорон на деревьях, чьим отголоском является поздний «домик мертвых», «избушка на курьих ножках», трансформировавшийся в средневековье в сруб «домовину». Загадочный случай захоронения на дереве отмечен в начале ХХ века и в селе Георгиевском Кинешемского уезда Костромской губернии. Однажды тамошний батюшка пошел в лес по грибы и случайно наткнулся на странное захоронение. На ремнях к одному из деревьев был подвешен гроб, содержимое которого он осмотреть не решился.
Из этого, между прочим, проистекает культ «священных деревьев», есть мнение, что этот культ прослеживающийся у всех финских народов и северных великороссов, был изначально связан именно с обычаем воздушного погребения, а, следовательно, и с культом предков. Известный этнограф Лев Штернберг склонялся к тому мнению, что обычай захоронения на деревьях у народов Сибири происходит из воззрения на деревья как на божества плодовитости, давшие начало всем более совершенным живым существам.
![Чувиль навиль, виль, виль, виль. 2015 год.](https://sun9-60.userapi.com/impg/lqGEiWycp7RDNaMhj2ZGRU1wc1i9_xswzpm0bQ/gvud6Paeenc.jpg?size=700x690&quality=96&sign=19787deee4169bd48cdeebf58de1d10b&type=album)
Почитание птицы, в особенности водоплавающей, было широко распространено еще у древних волосовских племен рыболовов-охотников в III-II тыс. до н.э., населявших берега рек и озер лесной полосы Европейской части современной России. Это прослеживается по археологическим находкам кремневых и костяных фигурок, изображавших уток и гусей, вероятно, используемых во время культово-магических церемоний, осуществляемых шаманами волосовских племен. Не исключено, что утка могла являться ритуальной птицей, ответственной за переселение душ умерших или погибших в «мир иной». Кстати, считается, что волосовцы говорили на пра финно-угорском языке, и отчасти поволжские финны являются их потомками. Через две тысячи лет, в раннем железном веке, а также в средние века финно-угорские народы – повсеместно изготавливали металлические украшения с изображениями уточек и утиных лапок.
Многое донесло до нас «народное православие» и сектантство (которое еще ждет своих пристальных исследователей). В первую очередь стоит вспомнить о культе Матерей, об этом отголоске матриархата, который свойственен всем финским народам. Это Мать земли, Мать воды, Мать огня, Мать леса, Мать зверей и тд. Он в явной форме виден в мифологии мордвы и марийцев, и в виде отголосков проявляется в этнографии народов, появившихся на финно-угорском субстрате, великороссов и латышей. «Материнская тема» основа «пронимальной магии» связанной с лечением, «исправлением» взрослых и детей. Семантически с ней связана печь, камни следовики, камни чашечники, расколотые камни, почитаемые деревья с дуплами, источники. Большинство из них в народной вере были связаны с почитанием Богородицы или Параскевы Пятницы.
![Камень-следовик «Стопка Богородицы». Солигаличский район.](https://sun9-72.userapi.com/impg/Ckd4QJo-HN_HNm__qhvfZAb9Y-DTb2a9tPiTlQ/wv34Qb881qM.jpg?size=807x807&quality=96&sign=9269f2fc74690b624702aaaf19a01e0c&type=album)
Про это можно говорить бесконечно, к сожалению интервью, не самый удобный формат. Думаю, всю накопленную информацию когда-нибудь систематизировать в формате книги. А информации накопилось очень много. Все это я называю «язычеством византийского обряда». Конфликт христианства и язычества принял разные формы на Западе и в России. В Европе язычество потеряло религиозный статус, сохранив свое культурное значение, став источником для внехристианских символов эпохи Просвещения. В Московии, напротив, язычество сохранило свое религиозное значение, но потеряло высокий культурный и социальный статус, оказавшись оттесненным за пределы официальной культуры славянского суперстрата в глубины автохтонного океана-моря и порождая разного рода народные «анти-религии».
![Алабужская княжна. 2015 год.](https://sun9-72.userapi.com/impg/1IidfMbICTjKX8S0fIQk7h5Emk9ciXMjX7xk7g/Ef9eCS0aMJg.jpg?size=807x727&quality=96&sign=1262c7fd8dd2590ca85add3d24351bcf&type=album)
Верхнее Поволжье, регион исторического центра России, был «вотчиной» волхвов, боровшихся с Церковью с XI в., и сохранившихся в виде тайных общин «капитонов», «бегунов» и «хлыстов-скопцов». Здесь жили «этнические израильтяне», здесь, так же, как и по всему Московскому Пограничью с Ордой, с XIII в. проповедовали свое «христианство» несториане с их грекофобией и приверженностью к двоеперстию. Сюда же бежали от преследований конца XV, начала XVI века «стригольники» из Новгорода и Москвы и скрывались в монастырях под видом «нестяжателей». Наконец, до XVI – XVIII вв. постепенно обрусевающее мерянское население Вологодчины, костромского и нижегородского Заволжья находилось в самых тесных и непосредственных контактах со своими родственниками — язычниками чудинами, марийцами и эрзянамии.
Большую часть населения Северо-Востока в лучшем случае можно было отнести к разряду «новокрещенов», а в худшем — к более или менее враждебно настроенным к Московской Церкви и потому чрезвычайно восприимчивых к любому антицерковному учению.
Московское государство либо боролось со всеми формами этого «народничества» как с преступлениями, либо игнорировало их существование. Церковь и вера безвестных деревенских колдунов Капитона и Аввакума, Селиванова и Распутина — существовали в параллельных, лишь изредка пересекающихся мирах.
Государство и народная стихия ограничивались смутными подозрениями в существовании друг друга, конструируя «другого» как «анти-культуру» и «анти-религию», царство антихриста и беснований.
![Историческая мерянская территория (ИМТ) совпадает с “Золотым кольцом России” или регионом Верхнего Поволжья.](https://sun9-37.userapi.com/impg/2T8a3MyFaciO-EzyJB7adD2AgBUXRotnlXzBBg/-ffBmE12f7Q.jpg?size=675x532&quality=96&sign=e2295561892833d30a02fc93baa0948e&type=album)
Ты, как и я, часто говоришь, что «язычество — это регионализм». Что суть общего всегда в частном. Но при этом мы сейчас обсуждаем что-то общемерянское, а не конкретные регионы. Здесь нет диссонанса? Чем ты с «общемерянским» отличаешься от родноверов с «общеславянским», и в чём тут регионализм?
В чем здесь диссонанс? Мерянское это региональное верхневолжское. Верхневолжское имеет свою цельность и внутреннее качество. Или тебя смутила апелляция к «великорусскости»? Если да, то спешу напомнить, что «великороссы» — понятие, использовавшееся в отношении северной (север и северо-восток) этнографической группы православного русского населения Империи. А центр формирования великорусской исторической общности — это, как раз, Волго-Окское междуречье, совпадающее с исторической Мерянской землей.
Регионализм «мерянства» заключен в обращении к традициям, к субстратной истории и этнической культуре нашего родного Верхневолжского региона. Здесь чёткая корреляция и преемственность: Верхневолжье — Московское государство — В.К. Московское — В.К. Владимирское — Ростово-Суздальское княжество — Ростовская земля («Залесье») — Мерянская земля («Меряния»).
При общих культурных, языковых особенностях мерянский этнос, и его территорию можно разделить на отдельные малые регионы, в рамках которых у мери имелись различия. Например, в верованиях, Ростовско-Переславский регион отмечен культом «синих и белых» камней, Костромское Заволжье и «Ростовщина» (Кубенозерье, Белозерье) «богородичных следовиков», Кокшеньга культом «кустов» (священных рощ). Для Ростова, Суздаля, Шуи, Кинешмы характерен культ «панов», «панков», «валганов», этими мерянскими терминами называли почитаемые горки и могильники. Существовали и микрорегиональные культы, вроде вышеупомянутых «мирских камней» у Ростова или «камней перстовиков и крестовиков» в регионе реки Мера в Островском районе Костромской области.
![Ростовский кугыз (князь) Варакш. Из серии «Ростовская меря. Реконструкция облика». 2016 год.](https://sun9-44.userapi.com/impg/h7PUwDsl7ff0FDv47oqCgcdRHhBFPkq33uqPDw/zrxnfXW4tg8.jpg?size=807x807&quality=96&sign=39bbd78c6bc74301a20b89c27ec05676&type=album)
Различны были у мери в средневековье политические традиции и связи. Ростовские, клещинские и суздальские меря стали основой Ростово-Суздальского, В.К. Владимирского княжеств, их родоплеменные элиты быстро встроились в формирующуюся древнерусскую элиту, произошло «окняжение» племенных земель, а сельское население стало к XIV веку княжьими холопами. Мерянские и мерянско-чудские элиты Галича Мерьского, Пеженги, Кичменги и Устюга, напротив, сохраняли политическую субъективность и связи с родственными ветлужскими марийцами, чудцой и пермью до князя Дмитрия Шемяки включительно (середина XV века). Сельское население Галичской земли, Кокшеньги, Меровии оставалось свободным, ясачным, до конца XVI века, и активно боролось против централизации до Разинских времен (1667—1671). Последнее политическое выступление костромской мери произошло в 1670 году в рамках похода марийского атамана из Козьмодемьянска Ильи Ивановича Пономарева на Галич Мерьский и Тотьму.
Это накладывает отпечаток на историю, культуру, связи, постмерянских русских общностей которые мы изучаем и частью которых мы сами зачастую являемся.
И все это в рамках одного Верхневолжского региона шире которого мы стараемся не выходить.
Родноверы апеллируют к общеславянскому наследию без акцентирования на региональных и племенных различиях в рамках славянских народов и своего собственного русского. У них запросто можно встретить польскую ритуальную песню «Коло Яна» на Купале, литовско-белорусскую дуду (а лучше конечно немецкий дудльзак), зиг руны и микс из богов бодричей, лютичей и балканских славян. Объяснение для всего этого постмодерна простое: «мы же все славяне, арии, братья», бери — не хочу!
Мерянские этнофутуристы напротив, изучают и продвигают исключительно мерянское субстратное наследие в культуре великороссов без его смешения с общефинноугорским и замещения. Нет никакой искусственной адаптации культуры скажем марийцев или карел на постмерянской, великорусской почве. Речь может идти только об осторожном сравнении, аутентичных местных форм с соседскими, о параллелях.
Еще раз подчеркну, «мерянство» это именно культурный регионализм. «Мерянство», будучи как всякий этнофутуристический концепт, трансграничным, в своих практиках, в конечном счете, обращено исключительно к «внутреннему мерянскому», а не к «общефинноугорскому».
![Камень-чашечник на «Чертовом городище» вятичей. Калужская область.](https://sun9-64.userapi.com/impg/4urzqSPWEf7DbXCun0-6t1uR4yTWs96Uf30lNQ/5dV1sgYcy48.jpg?size=807x537&quality=96&sign=e7d88793f12f40a1553d2171a50df6f6&type=album)
Источник: https://vk.com/pantheon
Комментарии: