Урбанизированная жизнь заставляет человека испытывать переживания, затрагивающие тайну его возникновения и существования. Обращение к нетехнологическим формами культуры, ставят нас в ситуацию ощущения своего подлинного и не подлинного существования, вызывают чувство причастности к своей земле и предкам.
Современная информационная культура нивелирует символические образы, заменяя Символ на знак, что приводит к ситуации, когда, по замечанию известного философа Ж. Бодрийара, информации становится всё больше, а смысла в ней всё меньше. В силу указанных причин миф, для современного человека, — это возвращение к первоначальному источнику живого смысла: простого и одновременно загадочного, часто воспринимаемого сейчас как явление фантастическое. Но от этого оно не становится менее реальным.
Русский мыслитель А.Ф. Лосев в своей книге «Диалектика мифа» обрисовал идею мифа как особой формы культуры, и как новой реальности, высшей реальности человеческого существования.
Реальность мифа в том соответствии, которое в своём идеальном выражении позволяет отождествить, то есть дать образ, по которому человек или социум узнают себя.
Kudmaizen mam. Мать Луны. Андрей Мерянин
Миф это Первообраз, изначальный способ отразить как всё упорядоченное, так и неупорядоченное и в человеке, и в культуре. Миф — это культурная идентификация и самоидентификация, без неё невозможно говорить о своеобразии любой культуры, глобальной или региональной на любой стадии её исторического развития.
Возможно ли в условиях региональной культуры Верхнего Поволжья говорить об особом Мерянском мифе? Есть ли у него своё качественное состояние, «мерянскость» и если есть, то в чём она?
На наш взгляд, логика региональной мерянской культуры должна быть заключена в успешной трансляции многообразных исторических форм нашего региона. Мерянская идентичность — это встраивание древних мифов в пространство современной культуры.
Новый миф со своими иррациональными компонентами, со своим «священным», затронет самое таинственное в
природе современного человека — его чувство и ощущение сопричастности традиционным формам и взаимосвязи с миром Предков. Архаическое и Современное при попытке реконструкции Мерянского мифа становятся сопричастны.
Примером мифотворчества нашего времени может служить реконструкция образов нашей мифологии средствами искусства, формирование сакрального пространства земли через ритуалы и пробуждение мест Силы.
Художественный и видео арт, архитектурные объекты, дизайн, мистерии, музыкальные и информационные меседжи создадут ситуацию живого настоящего, в котором предки зримо обратятся к зрителю. Все это как вода живого источника наполнит существование человека, который так редко оказывается один на один с тем, что может возвратить его к самому себе. Мерянский миф подарит ощущения глубокой связи с прошлым и будущим.
Символическое конструирование будущей реальности, а именно так можно определить наш миф, будет развёрнуто в сторону культурной археологии.
Культурная археология Мерянского мифа снимет разграничение научного и ненаучного, миф шире и глубже чем любая попытка его научной локализации. Отсюда и качественное состояние Мерянского мифа необходимо рассматривать в аспекте региональной культурной самоидентификации. В таком случае мы выйдем на уровень самой мифологии и на её специфические черты, которые позволят проявить и сохранить всю неповторимость и уникальность нашего региона.
Мерянский миф ждет своих реконструкторов и манифестантов, он обращается к вам, философы, краеведы, историки, литераторы и художники!
Комментарии: