Межевлан Юмалан Ава / Божья Мать Межевская.

Вот, нарисовал новую неомерянскую икону. В дизайне использована фотография местной жительницы из села Георгиевское Межевского района Костромской области. А вдохновил меня на это пост Васка Шёмтолгай про последний анклав народа МЕРЯ который он нашел в лесах Костромского Заволжья:

«В наших поисках следов мерянской этничности всегда особое внимание привлекал Межевской район Костромской области. На существование здесь позднемерянского центра указывала повышенная концентрация здесь и в соседних Мантуровском и Кологривском районах селищ и городищ мерянской культурной традиции, а так же мерянских топонимов, более характерных для ростово-суздальской области.

Однако, наше внимание занимали более яркие пост-мерянские центры, такие как Галич, Чухлома, Макарьев, Нерехта, Ростов… И только подсказки наших единомышленников привели к окончательному убеждению, что Межевской район стал последним этническим анклавом народа меря.

Изначально всю северную половину Костромской области занимали племена «чудского» круга. Ранее мы писали о этнографических группах Чудца в Буйском р-не и на реке Кусь (Антроповский и Кадыйский р-ны). В 8 — 11 вв. эти чудские группы вошли в состав более многочисленных народов: меря и мари. Рубеж между меря и мари прошёл приблизительно по реке Унжа. И территория Межевского района стала марийской. Однако, в 12 -13 вв. в р-н Нея — Мантурово — Кологрив — река Межа переселилась крупная группа меря из исторических мерянских земель (ростово-суздальская область). Название реки Межа может происходить от реки Мера (севернее Кинешмы). Модификация названия аналогична той, что произошла при переселении групп чуди с реки Вага на Важку (Вашку). Центром местных мари было село Черемиска (Черемисское). Стан же по реке Межа назывался Мерьским. Но при этом центром стана было село Егорий (теперь Георгиевское), — это уже русский центр, основан предположительно новгородцами в 15 веке в качестве торговой фактории. Земли по реке Меже вошли в состав русского государства только после падения Казани в 1552 году.

В этой связи пост-мерянская этничность в землях по Унже сохранилась лучше и проявляется более ярко, чем в других местностях. Речь о топонимах, диалектных словечках и тайном языке на меряно-марийской основе.
В пяти верстах от Георгиевского находится село Черемиска, центр прежней марийской части местного населения. А неподалёку от него — деревня Смирновка, до середины 20 века называвшаяся Новое Мерьское. А старое Мерьское, — центр древнего стана — был поблизости от нового. Но уже в 19 веке оно прекратило своё существование, и к середине 20 века даже «лесом поросло».

В 1920-х гг. эта местность к западу от Георгиевского с населением мерянского и марийского происхождения вошла в состав Черемисского сельсовета. Просуществовал этот сельсовет до 2004 года.
Исследователи из Хельснкского университета (Финляндия) занимаются изучением «этноса деревни Черемисской».

Так сказано на сайте администрации Межевского района. Источник официальный! И остаётся только принять к сведению: официально признано существование в Межевском районе этнической группы меряно-марийского происхождения, заметно отличной от окружающих русских.»

МЕРЯ ИЛА !!!»

Андрей Мерянин. 2020.

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий