Андрей Мерянин. Св. Леонтий Ростовский и меря

Андрей Мерянин. Яндра Леонтай Ростовлан па мерян колызо. Святой Леонтий Ростовский и мерянские рыбаки. 2018 год.
Андрей Мерянин. Яндра Леонтай Ростовлан па мерян колызо. Святой Леонтий Ростовский и мерянские рыбаки. 2018 год.

Нашел свой старый пост в фэйсбуке посвященный мере и христианству. К нему была нарисована эта иллюстрация изображающая проповедь Христа ростовским мерянам. Не канонично, конечно, но так увиделось.

Святые Православной церкви до святителя Леонтия — в основном, святые «Киевской Руси». Леонтий Ростовский – это первый христианский святой той земли, которую мы сейчас называем Россией. Именно Леонтий положил начало православию на землях Ростово-Суздальской земли — Залесья, и многих святых дала эта благословенная мерянская земля в последующие века …

В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не познавшими еще русского крещения чудскими племенами — мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою Ростовскую кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним.

Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.

*

Советский лингвист-финноугровед, социолингвист, член-корреспондент АН УССР, академик Орест Борисович Ткаченко считал, что:

«Примерно с XI в. начинается христианизация мери, натолкнувшаяся на ее сопротивление и вызвавшая в 1071 г. крупное восстание, сопровождавшееся, по преданию, переселением части мерян к родственникам марийцам. В целях христианизации, по-видимому, осуществляется (св. Леонтием, первым ростовским епископом и его преемниками) перевод богослужебной литературы на мерянский язык (по крайней мере частично) непосредственно с греческого.

Христианизация проводится в основном чрезвычайно толерантно, с максимальной опорой на культурно-этнические традиции мери и с использованием мерянского языка, — в связи с этим должны были, по-видимому, появиться и первые мерянские языковые письменные памятники (возможно, не сохранившиеся), — и поэтому, за исключением первого периода неудач, в общем христианство довольно быстро распространяется среди мерянского населения.

Проникновение восточных славян на мерянские земли носит вполне мирный характер, поскольку меряне, как и славянское население, заинтересованы в укреплении своего союза, а обе части населения, — мерянское и славянское, — во всех слоях удачно дополняют друг друга. Отсутствие каких-либо конфликтов объясняется, по-видимому, полной равноправностью обеих частей складывающегося на территории Владимиро-Суздальской (Московской) Руси, бывших мерянских землях, древнерусского общества.

Мирный и взаимовыгодный финно-славянский (древнерусский) симбиоз приводит ко все более тесному срастанию общества, его консолидации во всех частях.

Постепенно в этом симбиозе начинает преобладать не мерянская, а славяно-русская этноязыковая основа. Однако мерянский элемент растворяется в славяно-русском не бесследно и не безрезультатно (и не только в языковом отношении). Он накладывает свой отпечаток на поселившейся на мерянских землях части славянских племен. Вместе с влиянием других финно-угорских племен, растворившихся полностью или частично, — мещере, муроме, веси, заволоцкой чуди, води, ижоре, части мордвы, мерянский элемент объективно способствовал ее выделению из древнерусского этно-языкового единства и превращению в отдельную — великорусскую народность, а затем нацию.»

*

Вот где наш великорусский Томос! Вот где спасение наших душ! Яндра Леонтай Ростовлан, Юмалал мись кумалат! Святой Леонтий Ростовский, моли Бога о нас!

Иллюстрация: Андрей Малышев-Мерянин «Проповедь св. Леонтия Ростовского ростовским мерянам» 2018.

меря, мерянский этнофутуризм, меряне, Меряния, Мерямаа, Андрей Мерянин, язычество, шаманизм, Древняя Русь, Залесская земля, Залесье, Ёлс, Юмал, родноверие, славяне, Велес, кереметь, священная роща, Русский Север, Мещёра, russian mythology, Russian paganism, Merjamaa, Andrey Merjanyn, Meryan art, Paganism, Finno-Ugric peoples, Shamanism,

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий