Залесская Русь, белокаменная, христианская — основа русскости, русского культурного кода, если хотите.
В конце 1160-х гг. великокняжеский стол перемещается из Киева во Владимир. К этому времени Юрий Долгорукий уже построил во Владимиро-Суздальском княжестве белокаменные храмы. Тогда, в Залесье, вместе с князем Юрием из Киевского княжества приехали мастеровые люди, бояре и дружинники.
Люди не только переносили с собой материальные и культурные ценности, они хотели создать маленькие копии своей родины на новом месте. Например, наш Переяславль-Залесский с рекой Трубежем является полной топонимической калькой с Переяслава-Хмельницкого с одноименной рекой, которые находятся в Киевской области (это не единственный пример, можно вспомнить также Переславль Рязанский, Галич Мерьский, Звенигород).
Историческая Ростовская земля (Залесье) менее чем за сто лет превратилась в крупнейший центр Северной Руси, в одно из наиболее мощных государственных образований Восточной Европы.
Июнь 1157 г. — важнейшая дата в истории Залесья, начало правления Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого). Это время создания самостоятельной государственной единицы на Северо-Востоке, очага будущего политического центра всей русской нации. Начатое отцом белокаменное строительство было успешно продолжено сыном. Белый камень-известняк из Подмосковья использовался для строительства также во времена правления Боголюбского.
Образцы белокаменного зодчества этой эпохи поражают своей неземной красотой, монументальностью и в то же время легкостью за счет ажурной резьбы массивных стен. Например, в белокаменном ковре стен Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230 — 1234 гг.) особенно ярко выразилось стремление к нарядности, орнаментальности. Манера изображения и растений, и животных — условно-декоративная, хотя все они переданы живо и реалистично. Так, у льва на фасаде здания хвост будто цветет (такого я изобразила на платье), зверь на вид миролюбив и добродушен.
«Звериный стиль» владимиро-суздальских памятников архитектуры, как я уже упоминала, имеет византийские корни, точнее, восточно-византийские, персидские. Некоторые ученые утверждают, что на наш стиль повлияло булгарское искусство, находят параллели со скифо-сарматскими мотивами.
Я видела все эти храмы, я прикасалась к ним. Сложно поверить, что они создавались по наитию, без чертежей (до нас не дошло источников, описывающих планы строительства).
Так и мой наряд не был выкроен по схеме, вышивка также была сделана «на глаз», каждый новый элемент возникал спонтанно, но суть, безусловно, сохранялась.
А суть этой вещи в том, чтобы сделать ее прообразом древнего белокаменного храма с его многогранной по смыслу резьбой, прообразом самой русской культуры. Суть в том, чтобы показать людям, что русское — это глубоко древнее, хтоническое, вырвавшееся наружу (в образе этих сказочных существ на стенах храмов) и поднявшееся до небес (уже в ином, новом облике благочестивых святых).
Это не историческая реконструкция, не этнографическая стилизация, это, скорее, этнофутуризм — новое толкование наших старых истин.
Это дань предкам и истории, напоминание о том, что мы — часть большого целого, где хватит места язычеству и православию, старообрядчеству и сектантству, атеизму и эзотерике.
Этнофутуризм направлен в будущее, в нем гармонично сочетаются элементы истории и современности.
Сегодняшний день — уже история, мы с вами — тоже история, но у нашей истории есть продолжение, которое зависит от нас. Будьте архитекторами своей реальности, каждый день создавайте уникальные, единственные в своем роде, свои белокаменные храмы и хоромы с причудливыми узорами, витиеватой резьбой. Расписывайте их изнутри, наполняйте красками, содержанием.
Белокаменная Русь на груди наколотаааа….
Доордынская она, Долгоруким строенааа
(петь надо с хрипотцой, с надрывом))))
Может, мне стать шансонье? )))
Концепт и арт: Ольга Кукуева.
Комментарии: