ИКОТКА — ТАЙНЫ ЧУДСКОГО СЕВЕРА

Это случалось во все века. Толпа людей в один миг оказывалась охвачена безумием. Говорят, что это бесы общаются с миром людей устами несчастных.

Бесы живут не рядом с человеком. Они годами живут в самом человеке. Человек словно перестает отвечать за себя. Это явление на Севере России носит разные названия — «шева», «оралка», «плакальщица», «отчаянный чёрт», но чаще всего его называют коротким словом «икотка». Оно не исчерпывается медицинскими, физиологическими, патологическими характеристиками. Вернее его описывать в рамках этно-культурных традиций.

Откуда появляется икотка?  Есть такая старая как мир колдовская финно-угорская техника. Выращивают «сущность» на остатках пищи или определенном виде еды, это особый вид плесени. Затем икотку через пищу, чаще всего домашнее пиво или квас, насылают на жертву.

Икота традиционно описывается в этнографической литературе как вид порчи, насылаемой колдунами. При этом некоторые исследователи связывают появление икоты у женщин с влиянием тяжелых семейно-бытовых условий. При этом икотка выполняет своеобразные посреднические задачи. Например, «говорливая икотка» пророчествует и сообщает ту информацию или особое знание, которое в силу ряда причин не решается или не может высказать сама носительница.

Считается также, что причина икотки – в особенностях мировоззрения финно-угорских народов или пост-финно-угорских русских этнографических групп. И действительно, симптомы икотки распространены на огромной территории. Еще в начале 20 века икали целыми деревнями — в Карелии, в Мурманской и Архангельской областях, республике Коми, в Пермском крае, в Мордовии и на Верхней Волге. Вы заметили, что икотка любит земли, где издревле жили финно-угорские народы?

Об этом загадочном явлении упоминал в конце XIV века знаменитый креститель коми Стефан Пермский, до конца своих дней яростно боровшийся с языческими верованиями местного финского населения, обитавшего в непроходимых лесах. Об икотке знали карелы и мордва, мокшане и вятичи, чудь и меря, зыряне и пермяки, называвшие болезнь шева – по имени таинственного духа, вселяющегося в человека.

Колдуны и знахари, а их до сих пор в этих землях немало, считают, что в этих местах есть двери в другие миры, откуда и приходят гости, вселяющиеся в людей.

Считается, что до попадания в носителя «бес» находится в туеске с квасом, приготовленном колдуном.

Древнейшим оберегом от попадания икотки в человека служат соль в кармане, надетое наизнанку нижнее белье или поздние христианские — кусок ладана с молитвой, три медных нательных креста.

После попадания в носителя, икотка может приобретать вид человекоподобного существа, лягушки, «козла с рогами», т.е. черта или маленького скользкого существа – шевы (из коми-мифологии). Бес может иметь человеческое имя (зафиксированы Егорка, Павлик, Даша и др.). Внутри носителя икота растет в течение ряда лет (например, Егорке – 35 лет, девочке Даше – 5 лет).

В теле человека икота, как правило, находится «где-то в животе», но есть и варианты (в кишечнике, «по всему телу»). В одном носителе может быть две икотки , но в этом случае одна из них должна быть «изгнана». Двум икоткам в человеке ужиться крайне тяжело.

Икота способна говорить или издавать различные звуки (гавкать, кричать «ы-ы»). Иногда икота начинает говорить, спустя некоторое время после порчи. Самый длительный срок, зафиксированный этнографами – 32 года (Егорка жил в носительнице 35 лет, а «предвещать» начал только последние 3 года).

Иногда икотка начинает говорить только в том случае, если попытаться ее изгнать или напоить кобыльим молоком. Икота часто заставляет человека совершать несвойственные ему поступки: ругаться матом, пить вино, есть пищу, которая вредит здоровью носителя. Икота полностью контролирует жизнь «порченного» человека, например: «Егорка говорит: «Матка, пошли спать, я спать хочу». И вот мы с ним и спим»

Зафиксированы следующие присущие икотке привычки и предпочтения: любит темноту, не воспринимает крещеную еду, белое вино (пьет, только красное), мед (так как он «святой») водку (так как она горькая) чеснок, лук, перец, хрен, редьку, полынь.

Икотка не любит молитвы, боится, если показать кукиш со словами «тебе фигу, мне силу»; боится веника, если его кладут на тело; соль, пережаренную с молитвами, кочергу, если ей очертить круг; святую воду с молитвой и солью, особенно «четверговой» (освященной в Великий четверг перед Пасхой); не любит красную одежду и красное постельное белье. Зафиксировано также, что икотке не нравятся острые предметы или когда водят по телу человека ножом.

Икотка может прорицать будущее, находить потерянные вещи и пропавших людей. После смерти носителя икотка, по поверью, не умирает, а вселяется в родственника или знакомого. Если умершего вовремя перекрестить, то бес умрет вместе с ним или уйдет в землю.

Оберегом в этом случае также могут служить молитва, нательный крест, красная ленточка, которую нужно надеть на шею. Излечение икотки , по данным исследователей, возможно, как правило, при помощи самого колдуна или колдуньи, наславших порчу, или более сильного знающего.

В рассказах, зафиксированных этнографами, встречаются случаи излечения икотки в церкви. Облегчению болезни, по представлению местных жителей, способствуют молитва, святая вода, крестное знамение, а также, что особенно интересно, гипноз и уринотерапия. Современные реалии, как мы видим, проникают в архаическую модель и органично в ней существуют.

В настоящее время икотке на территориях Европейского Севера в большей степени подвержены женщины, однако в Коми-Пермяцком округе и в Пинежском районе Архангельской области совсем недавно (в 80-ых годах прошлого века) зафиксированы явления «коллективной порчи» во время уборочной, где жертвами заболевания становились не только женщины но и мужчины (в том числе колхозное начальство).

Facebook Comments

Комментарии:

7 Комментарии

на “ИКОТКА — ТАЙНЫ ЧУДСКОГО СЕВЕРА
7 Комментарии на “ИКОТКА — ТАЙНЫ ЧУДСКОГО СЕВЕРА

Добавить комментарий