Болото Сахта. Магия Пространства.

Сегодня у нас пойдет речь об особом сакральном микрорегионе Ростовской земли, сердцем которого является болото Сахта. Этот обширный и загадочный край был подробно описан Андреем Александровичем Титовым (1844—1911) — верхневолжским археологом, этнографом, палеографом, крупнейшим специалистом по древностям Ростова Великого и округи, основателем Ростовского исторического музея в  книге «Ростовский уезд Ярославской губернии» (1885 г.) как край полный древних легенд, народных святынь и людей умеющих колдовать…

Историческое болото Сахта (Сахта мерянское слово означающее  торфяное болото)  издавна был приютом колдунов и язычников Ростовской округи. С ним связано множество старинных сказаний, божественных явлений и исторических событий.

Погост Крест. «Святые сосны» и Крест Господень

.

Погост Крест

Погост Крест, находящийся на самом краю болота Сахта, пожалуй, самое знаменитое место этой земли. По народным поверьям, гора Иисусова погоста поднялась из бывшей тут оконечности Сахотского болота неизвестной силой. Почти осушенное в советский период болото и сейчас огибает холм с юго-западной и северной стороны. Место это с древности было сакральным, там где по оконечности болота шла тропа с мостками к деревне Захарово, на месте которой сейчас проложена дорога, в старину была заповедная липовая роща.

На самой горе, в близи восстановленной церкви еще в конце 19 века была древняя почитаемая сосна и при ней пень, пользовавшиеся широким почитанием в народе. Богомольцы обдирали с них частички коры, обгрызали саму древесину, отрывали щепы, которые, принося домой в качестве целебной святыни употребляли как лекарство от зубной боли.

Болото Сахта

В 15 веке на этом крутом холме среди болота был явлен чудотворный Иисусов Крест. Случилось это так:

Изстари, изъ давнихъ лет, веси некоея пасущимъ на поле пастухомъ скот, близ того болота, иже слыветь ныне Никольский погостъ, и се явися о себе отъ греческия страны отъ небеси и до земли светъ неизреченный, и ста на болоте. И пастырие, видяще то преславное чудо, убояшася, и видяще, яко некая сила Божия является и чудо преславное, и глаголаша другъ ко другу: поидемъ и видимъ, какое чудо намъ являетъ Богъ, узримъ и проповедуемъ славу Божию.

И оставя скоты на поле, и поидоша на болото ко неизреченному свету, и егда доидоша труднымъ путемъ, понеже непроходимое место человекомъ и скотомъ, топи великия и древа высокия и чаща лесная, и придоша близъ къ неизглаголанному свету, и се явися посреди света на воздусехъ животворящий крест Господень, и на немъ образ распятия Господня, ликъ Божий, а предъ ним чудотворец великий Николай со святымъ Евангелиемъ, и ста близъ пастырей на болоте. Пастыри же отъ того страха падоша аки мертви на долгъ чась, и некоей Божественной силе укрепляющей ихъ, едва въ чувство приидоша. И се гласъ Божий отъ распятия Господня къ пастыремъ глаголющъ: Будетъ на семъ месте благодать Божия и домъ Божий; аще кто съверою приидеть помолитися, будутъ многия исцеления и чудеса отъ животворящего креста, молитвъ ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всемъ людемъ, чтобы на семъ месте людие поставили церковь мою.

Святой колодезь на погосте

Здешняя пятиглавая каменная церковь с колокольней во имя Воздвижения Креста Господня с приделом святого Николы была построена в 18 веке усердием прихожан. До каменного храма тут стояли две деревянные церкви. Одна, явления Креста, построенная в 1423 году,   простояла до 1506 года, в который и сгорела. Вторая деревянная церковь была поставлена вместо сгоревшей и просуществовала до 18 века, пока не была по ветхости разобрана, уступив место ныне существующей. Помимо Креста чтимыми святынями на погосте были: икона Одигитрии, по преданию, бывшая в старом деревянном храме, воздух 16 века, подаренный в 1520 году княгиней Евдокией Бельской и плащаница, подаренная храму Марией Михайловной Пуговской в 1513 году.

Холм погоста

В 1824 году на Никольском погосте вокруг храма было решено построить монастырь, чтобы богослужения у святыни – Животворящего Креста Господня — совершались ежедневно. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Однако на этом все и завершилось по неизвестной причине. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище.

Родовая сосна

В начале XIX века приход церкви Никольского погоста был довольно большим: тринадцать деревень с населением около 1500 человек. В приходе Никольского погоста существовало 14 крестных ходов в окрестные приходские деревни. Самый древний из них был 8 июня в ныне уже не существующую деревню с явно мерянским названием Мерековницы, установленный так давно, что уже в 19 веке никто не помнил по какому поводу он появился. 8 июня и близ лежащие к этой дате дни время весьма не простое — это Семик, Троица, Родительская суббота, Летние Деды.

Летние Деды на наших финно-угорских землях с древности считались главными родительскими днями, в отличие от Осенних Дедов на этнически балтских территориях современной России. В Троицкие дни заготавливалась троицкая зелень — срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника и т.п., а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их на голове на Троицу и в другие праздничные даты, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали венки на рога коровам, бросали ветки в огород. В Духов День часть троицкой зелени собирали, засушивали и использовали в качестве оберега от злых сил, молнии, пожара или для гаданий, лечебной магии и т. п. На заключительном этапе праздничного цикла уничтожали всю оставшуюся зелень — сжигали, бросали в глухие места и овраги, сплавляли по воде, забрасывали на деревья. Обязательное уничтожение троицкой зелени в завершение праздничного периода мотивировалось необходимостью избавиться от духов, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался.

Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 года, когда был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь близ деревни Деревянск в Коми, где и погиб 25 ноября 1931 года. На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для коммунаров — ивановских рабочих. В это время и было решено среди прихожан о перенесении главной Святыни — Животворящего Креста — подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 года, затем был закрыт, но не разграблен, и стоял заброшенный посреди деревни.

Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата 1933 год. По рассказам местных жителей, именно в этот год многие участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом» во главе с председателем Василием Фоминым. Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну.

После общежития коммунаров в церкви погоста был детский дом просуществовавший до конца 50-х годов. В 60-е годы возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно–тракторную станцию. Для ее строительства организовали в очередной раз «производство кирпича по методу Ильича» — ломали и разбирали своды и стены Крестовоздвиженского храма. МТС по каким то причинам не заработала, и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь начал погружаться в бездонный топи Сахотского болота. Но не надолго. В середине 1990 годов трудами игумена Бориса Храмцова на месте явления Животворящего креста был образован мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня. В 2004 году уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь.

Годеново. Годен батюшка, Пономарово и святой колодезь

.

Церковь животворящего креста в годеново

В нескольких километрах от погоста Крест стоит село Годеново, ставшее в 1933 году пристанищем чудотворного креста. Село известно с 16 века, когда там была усадьба Ростовского князя Бориса Андреевича Приимкова. Его внук Иван Андреевич приложил его на помин своей души Ростовскому архиерейскому дому.

По свидетельству рукописи ростовского краеведа 19 века, Артынова, в глубокой древности, на месте Годенова некой волшебницей было воздвигнуто из камней городище для ростовского князя. Так оно или нет, но вблизи Годенова действительно некогда располагались огромные валуны, которые митрополит Иона Сысоевич (1652-1690) употребил для постройки кремлевских зданий в Ростове.

Холм над озером Годен

В своей работе ростовский историк А.А. Титов упоминает, что в Годеново некогда существовало одно любопытное свадебное причитание. Оно было записано в середине 19 века, когда некую девку из деревни Захарово (Годеновского прихода) выдавали в деревню Баскач (того же прихода). Эти обе деревни находятся в виду села Годенова и озера Годен, а между ними лежала в то время роща Пономарово, которая заслоняла собой одну деревню от другой. Отправляясь после венца с своей родины на новое место жительства, молодуха причитала таким образом:

Ты красен Баскач, Годен батюшка! Вы срубитко-те Пономарово, Чтобы знать было Захарово….

В этом обращении к озеру Годен с наименованием его батюшкой так и слышатся следы древнего верования в него как в священное место. Не есть ли это отголосок языческих верований  наших предков? Между тем остатки древних верований сохранялись в этих местах до конца 19 века.

Осушенные топи рядом с озером

По свидетельству А.А. Титова, у находящегося близ села Годенова и Осоева родника с колодезем было построено нечто вроде часовни. Она была уставлена иконами, к ней ходили крестным ходом местные жители, служили молебны, совершали омовения и считали это место чудотворным, вешая на окрестных деревьях разноцветные ленты, кресты, и бросая в воду деньги. На лицо обычное для волжских финнов обожествление источников и приношение им жертв, описанное в начальных русских летописях.

Река Пулохма

Окрестности Годеново с раннего железного века были населенной местностью. Совсем рядом, за несуществующей теперь деревней С, находится городище дьяковской культуры 1 тысячелетия н.э. На берегах озер Годен и Осоевского существует несколько ранне-средневековых мерянских селищ.

Иванчищево. «Панская могила» и «Кувара»

.

На другой стороне Сахотского болота, напротив вышеупомянутого Захарова, существует старинная деревня Иванчищево, известная с 14 века. В 14-15 веках она входила в вотчину князей Пужбольских. Близ Иванчищева, на высоком холме, находится группа курганов. Это место называется «Панская могила».

По сообщению А.А. Титова, в  середине 19 века иванчищевские крестьяне по совету местного колдуна стали искать там клад и дорывшись будто бы до железного гроба, испуганные явлениями нечистых духов, недозволивших открыть им гроб, приостановили работу и поспешно зарыли могилу…

По дороге на Иванчищево

О множестве средневековых могильников в этой местности упоминает археолог 19 века А.И. Кельсиев в своих отчётах о раскопках курганов, произведенных им в 1878 году. Ярославский историк, исследовательница сакральных древностей Ярославской земли Светлана Чернецова описывает это место в своем блоге: Интересно, что самого захороненного «Пана» описывают как одноглазого великана, хотя при этом обязательно добавляют, что «Пан» был поляком… Бабушка моего нынешнего информатора (1950 г.р.) рассказывала ему в детстве, что «когда паны наступали на их деревню одна местная женщина плеснула в лицо самому главному пану кипящим киселём. От этого он потерял один глаз и в мучениях умер…».

Холм «Панская могила»

Заметим, что кисель в таких случаях — самый обычный и, прямо скажем, действенный способ борьбы с разгулявшимися великанами. Сразу вспоминается другие, множественные истории, связанные с панами. А.А. Титов считал, что топонимы с основой «пан-» (например, «Пановы могилки», «Паны») нужно связывать не столько с литовским разорением 17 в., а скорее с сходными по звучанию лексемами финно-угорских языков, означавших «могилу», «погребение», «захоронение». А.С. Уваров, И. Миловидов, М.И. Смирнов, проводившие в XIX – нач. XX вв. археологические работы на территории Владимирской, Костромской, Ярославской губерний, выражали с ним сходную позицию.

Одна из таких историй была записана тем же А.А. Титовым в д. Гусарниково Ростовского уезда во второй половине 19 века. Это сказание о располагавшихся в окрестностях этого селения курганах «Панские могилы». По преданию, здесь когда-то жили «паны», относившиеся враждебно к местному населению: «одноглазые, одноногие и однорукие великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городца на Дебольский (Так называемое Сарского городище, племенной центр ростовской мери), бегали, взявшись цепью за руки, от городца до городца в три минуты, от народа жили особняком; насыпали городцы, а под ними ходы, где и хранили клады; они сильно обижали народ и принуждали его прятаться в леса. С течением времени число панов становилось все меньше и меньше, так что, наконец, остался всего один только пан, который и погиб от руки бабы: баба обварила его горячим киселем в то самое время, когда он, взойдя к ней в избу, прилег отдохнуть и уснул».

Это вам не кол осиновый… На холме рядом с Иванчищево есть свежие и уже оплывшие кладоискательские ямы. По всему видно, что роют его регулярно.

Рядом с «Панской могилой» находится другой сакральный объект — «Кувара» — заболоченная луговина, покрытая молодым редколесьем у подножья высокого холма.

Светлана Чернецова пишет: «По отношению к тихой «Панской могиле» местность «Кувара» имеет выраженный «нечистый» характер. Здесь также плутают люди, которых водит и пугает леший. Об этом небольшом болоте сохранилась легенда о кладе, зарытого «панами». Якобы, клад зарыт под «девятой кочей». Только вот как, и с какой стороны искать эту кочку люди давно позабыли…».

Низина Кувара

Название «Кувара» связано с древним мерянским словом кува́р — мост, посредствующее звено между чем-либо: переезд, волок, перевоз, гать. В старину через эту болотину шла дорога на Спас-Городец, и там, вероятно, была гать — деревянный помост. Такие важные для средневекового человека топонимы сохраняются веками. На всех древних дорогах через низины и луга шли такие гати. Еще лет 50 назад они имели специальное название — наволок. А по-мерянски этот наволок вполне мог называться кувара.

Большое Чурилово. «Каменный столб»

.

Деревня Чурилово находится рядом с Иванчищевым. Существует предание, что в древности здесь была церковь Успения Божией Матери, рядом с которой еще в 19 веке был засвидетельствован некий каменный столб. По преданию, эта церковь была уничтожена панами.

Щаднево. Лесной курган и Аврамий Ростовский

.

Щадневские просторы

Подобное «Панской могиле» место существовало в соседнем Щадневе, опять же по близости с болотом Сахта. Находилось оно рядом с селом, в Кузьминском лесу, там существовал курган, на котором, по местному преданию, стояла церковь, сожженная всё теми же панами.

Место также связано с преданиями о жизни Аврамия Ростовского. Согласно им и рукописному житию Аврамия Ростовского, святой, оклеветанный диаволом перед Владимирским князем, был вызван из Ростова во Владимир. Проезжая этим местом, старец сильно утомился от долгой езды и попросил сопровождающего его воина дать ему отдых, но тот ни за что не соглашался и только ускорял путь. В это время воин троекратно слышал голос: «Щади старца!» И когда он не внял этому голосу, некая невидимая сила повергла его на землю и начала бичевать. Все это видели находившиеся по близости косари. По молитвам преподобного Аврамия бичевание прекратилось, а истерзанный воин попросил пить. Так как воды по близости не было, преподобный Аврамий извел для него источник воды.

Спас-Городец. Мерянское городище и камни «Крестовики»

.

Храм на городище

Как пишет в своем труде А.А. Титов, название Городец село Спас получило в следствие того, что было основано на месте мерянского городища. При его обследовании мы действительно нашли там лепную мерянскую керамику. Еще в середине 19 века там были отчётливо заметны следы земляных валов и рвов. Селение известно с 14 века, когда на его месте находился двор князя Константина Ивановича Пужбольского, павшего в Мамаевом побоище. Дочь князя, княгиня Лукерья, отдала это место в приданное за своей дочерью Анной, выданной за князя Лобанова. Затем Спас Городец принадлежал Кирилло-Белозерскому монастырю, которому дал его царь Иван 4 грамотой своей от 1575 года.

На городище, откуда открывается прекрасный вид на окрестности ,стоит церковь Преображения. Построена в 1804 г. на месте деревянной церкви Спаса Нерукотворного; кирпичные стены побелены по кладке. Во 2-й пол. 19 в. к колокольне с трех сторон примкнули одноэтажные пристройки (западная утрачена, так же, как глава храма, прежние перекрытия алтаря и трапезной и завершение колокольни).

Памятник особенно интересен местной трактовкой барочных приемов (в композиции храма с алтарем) и форм классицизма (в фасадах колокольни и четверика).

Спас-Городецкая округа интересна двумя камнями-крестовиками. Крест-камни, камни-крестовики — это валуны с природными и искусственными изображениями крестов.

Камень-крестовик

В первом приближении эти объекты можно разделить на три категории:

1. Камни, имеющие отношение к древним кладбищам-курганам, как надгробные, так и прощальные/поминальные (кресты искусственного происхождения, встречаются достаточно часто).

2. Межевые и пограничные камни (кресты искусственного происхождения, наиболее изучены.

3. Камни, с которыми связаны местные культы и традиции (кресты как природного, так и искусственного происхождения).

Общий вид камня-крестовика

Какими именно функциями обладали камни из Спас-Городца сейчас доподлинно не известно.

На этом заканчивается наш экскурс в сакральную историю окрестностей загадочного Сахотского болота.

В процессе полевых и архивных изысканий связанных с территорией болота Сахта нами были замечены некоторые интересные закономерности бытования древних памятников. Возможно говорить о существовании древних деревенских сакральных комплексов, таких как культовые камни, городища, источники, средневековые кладбища, деревья и рощи, которые часто тесным образом связаны с памятью о до русском, мерянском населении Ростовской земли.

Проблемы, связанные с народными деревенскими культами — камнями, родниками, курганами, местными святынями православия  в последние годы привлекают к себе внимание всё большего количества исследователей. Кроме познавательного, научного интереса к объектам побудительными причинами такого внимания становится и то, что сведения об этих памятниках истории Верхнего Поволжья сохранялись в основном в живой памяти местного населения, а с продолжающимся исчезновением деревень эта память утрачивается. Другая причина – физическое исчезновение памятников, многие из которых были уничтожены во время Советской власти,  мелиорации Нечерноземья.

Источники:

http://nicstyle.ru/prazdniki/cerkovnye-prazdniki-v-2014-godu.html.

http://volot-71.livejournal.com/3671.html

«Чудотворный крест», Издательство «Отчий дом», М.,2003.

«Животворящий крест»,. Соколова Е.Ю,. Переяславль — Залесский, 2003.

«Ростовский уезд Ярославской губернии», Титов А.А., Москва, в Синодальной типографии, 1885 г.:

Уваров А.С. Меряне и их быт по курганным раскопкам. М., 1872. С. 24, 31, 39, 44, 49, 58;

Миловидов И. Древности Костромского края, известные архивной комиссии // КС. Вып. 1. Кострома, 1890. С. 118, 120;

Он же. Новые сведения о древностях Костромского края, полученные Архивной комиссией // КС. Вып. 2., Кострома, 1892. С. 61, 74, 75;

Смирнов М.И. Село Большая Брембола // Труды ВУАК. Кн. IX. Отд. II. Владимир, 1907. C. 4.

Благодарность Благодарю за помощь и информацию ярославского историка и краеведа Светлану Чернецову ( Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова )

Автор: Андрей Малышев.

Портреты жителей окрестностей Сахта

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий