С Новым Солнцем! Или о чувстве Родины

Не только у отдельного человека, но и у любого этноса есть родина.

Родиной этноса, его альфой и омегой является культура изначального субстрата и влияние суперстрата, которые привносят новые смыслы извне, сочетающиеся с ландшафтами где этнос впервые сложился в новую систему.

Священные березовые рощи, плодородные ополья, тихие реки и озера, темные леса Волго-Окского междуречья были такими же элементами складывавшегося в XIV-XVI вв. великорусского (московитского) этноса, как и финно-славянская и последующая татаро-русская метисация, принесенные из Византии архитектура храмов и православное христианство, легшие на мощный фундамент язычества, эпос и сказки о волшебных щуках, медведях, волках и лисицах.

И куда бы ни забрасывала судьба великоросса, он знал, что у него есть «свое место» — исконная Родина, где могилы его предков и прапредков, откуда есть пошел он сам…

Нечто подобное писал про англичан Р. Киплинг: «Но матери нас научили, что старая Англия — дом».

И арабы, тибетцы, ирокезы — все имеют свою исходную территорию, определяемую неповторимым сочетанием элементов ландшафта и культурных корней. Такая родина является одним из компонентов системы, именуемой этнос.

Поприветствовать молодое Солнце, выразить свое почтение предкам, и вспомнить о своих культурных корнях сегодня на Дьяковском городище в подмосковном селе Кикино собрались московские этнофутуристы, изучающие культуру великорусского этноса и историю территорий его возникновения.

Городище Кикино датируется III-VIII вв. н.э. и относится к позднему этапу финно-угорской Дьяковской культуры ставшей одной из основ возникновения летописной мерянской.

Оно являлось центром группы родов финно-угров и балтов и выполняло функции крепости-убежища, экономического центра близлежащих территорий, и места собраний.

На городище археологами обнаружены остатки семи длинных (7-8 м) больше-семейных домов. Дома были наземными столбовыми, иногда заглубленными в землю, с открытыми каменными очагами и, вероятно, с двускатными крышами. Раскопки остатков вала на Кикинском городище показали, что с напольной стороны укрепления представляли собой три ряда частокола из толстых брёвен, пространство между которыми было засыпано землей. В течение четырех веков они четыре раза уничтожались пожаром, затем вновь отстраивались.

По краю площадки найдены следы от столбов деревянной стены из массивных брёвен. Такая же стена была устроена у подножия городища.


Кикинское городище. Укрепления и жилища. Реконструкция.

На вскрытой площади, помимо жилищ обнаружены следы металлургического производства: шлаки, фрагменты глиняных сопел трубок; для нагнетания воздуха в домницу, керамических пробок для горнов, керамические льячки для розлива бронзы, литейные формочки, и, наконец, сами металлические изделия.

Из первого местного железа делались топоры, ножи, кресала, шилья, рыболовные крючки, пряжки.

Из бронзы, поступавшей путями товарообмена с Урала, изготавливали только украшения: перстни, браслеты, бляшки-нашивки, височные кольца (их крепили на головную повязку), застежки-сюльгамы для плащей, и конечно, фрагменты серёг и брошей-подвесок с привесками-колокольчиками — детали одежды финских и балтских женщин, где «шумящая» бронза играла важную роль.

В древней верхневолжской традиции зимний Солнцеворот назывался Йол. О названии праздника рассказывает плёсский историк и археолог Павел Николаевич Травкин:

Название его говорит о многом. Праздник Йол. Совершенно верно: слово однокоренное с «ёлкой», «елохом» (деревом Нижнего мира вообще, например, ольхой). Весьма кстати здесь будет вспомнить, что у наших ближайших соседей и этнических родственников-марийцев старинное название веселого зимнего праздника — Шорык-йол. Похоже — у эстонцев, у финнов-суоми, то есть у тех народов, которые, как и мы поволжские русские, имеют в культуре древнюю финскую основу. И ещё пару сотен лет назад в Плёсе или Юрьевце жители, заходя в чужой дом, произносили не «здравствуйте», а старинное «Йолус па йолус». В переводе с мерянского, «пусть будет и будет» — «от Йола до Йола» — достаток в Вашем доме.

Йол, как бы сегодня сказали, праздник религиозный. Главное в году торжество посвящалось Богу Нижнего мира, творцу и дарителю, «угоднику» в изначальном понимании, Керемету. Угоднику, потому что он «заведовал» угодьями земли и воды, давал людям урожай на полях, предоставлял богатства леса и реки.

Солнцеворот или древний Новый год — обширная историческая тема. Объема новостного материала, конечно же, не хватит. Но для того, кто любит и стремится постичь нашу богатую культуру и свои истинные корни, это будет «царапина мозгам», как любил говорить  мудрый ивановский философ Н.П. Антонов.

Почему бы любопытному человеку в долгие праздничные каникулы не зайти на досуге в библиотеку?

Андрей Малышев

Facebook Comments

Комментарии:

16 Комментарии

на “С Новым Солнцем! Или о чувстве Родины
16 Комментарии на “С Новым Солнцем! Или о чувстве Родины

Добавить комментарий