Огнева гора — кереметь Богини-Матери

Городище древнего Углича  окружала  мощная  деревянная стена с десятью башнями. Дубовые стены, состоявшие из двух слоёв, между которыми были  засыпаны  камни и глина, чтобы противостоять вражеским пушкам, имели  высоту  девять и толщину шесть  аршин.

Башни Угличского Кремля,  рубленые  «в лапу»,  возвышались  на  восемнадцать  аршин. Две башни были проходными – это Никольская и Спасская. Никольские ворота стояли  с южной  стороны Кремля, напротив  них, за  рвом была церковь Николы Подстенного. Спасские ворота – с западной, рядом с собором Преображенья.

К Кремлю просто так подобраться было невозможно: прямо перед  ним  был острог – небольшая  деревянная  крепость, куда  на случай  надобности горожане могли  свои вещи попрятать; с восточной  стороны  Кремль  огибал  Каменный  ручей, а  с  западной – речка Шелковка, а с юга был прорыт широкий ров глубиной  до двадцати четырех  аршин. Через Шелковку  и  ров  были  перекинуты деревянные мосты, которые убирались в случае опасности, а сами ворота закрывались железными решётками. Но это было давно… От крепости остались только рвы, да княжий терем.

За рвом, Шелковкой и Каменным  ручьём  располагался посад. Хотя Кремль стоял и на высоком берегу, но, по сравнению с  городом, он находился  как бы  в низине.

Действительно, восточнее Кремля, примерно  в полуверсте возвышается знаменитая Огнева гора». Склоны  её  пологи  и  будто  окружают  центр. На этой горе возвышается древний Алексеевский Успенский монастырь. Построен он был ещё вовремена московского князя Дмитрия Ивановича в 6879 лето,  когда он вёл войны с тверским князем Михаилом. Здесь-то, на Огневой горе, и произошло сражение, тогда и создан был монастырь.

Но и до монастыря эта гора не пустовала… Известно, что в средневековье церкви и тем более монастыри не строили на простых местах. Как правило это были места языческих святилищ. И на Огневой горе до монастыря было святилище. За это говорит не только специфический топоним, но и археологические находки. В частности найденный несколько лет назад астрагал бобра, имеющий несколько высверленных отверстий.

Из астрагала бобра в древности делали языческие подвески, широко используемые финскими мерянскими шаманами (арбуями) в качестве ритуального оберега.

При раскопках городищ эпох р.ж.в., раннего средневековья и курганов XI-XIII вв. на территории Верхней Волги не редки находки подобных амулетов. На сторонах костей нанесены точки (от 1 до 4-6).

Обереги и игрушки из костей бобра в языческой Руси были распространены от  Новгорода Великого до Владимиро-Суздальской земли.

Они приносили удачу, охраняя владельца от бед и напастий. Большинство амулетов изготовлено из костей животных, на которых охотились (бобры косули). Обереги носили, подвешивая к поясу или в ожерельях. С бобрами, которые ведут активный ночной образ жизни, связывают происхождение таких существ, как водяные.

Бобер у финно-угров издревле был очень почитаемым животным. Животное ценилось не только из-за меха, но и за бобровую струю, которая стоила в несколько раз дороже самой шкурки. Образ жизни бобров породил представления о существовании настоящего бобрового народа, живущего так же, как живут люди: селящегося семьями, справляющего праздники, воспитывающего своих детей, делающего хозяйственные запасы на зиму и даже имеющего рабов среди бобров и  собственные бобровые кладбища.

Более всего почитание бобров сохранились среди современных угров, так как бобер играл значительную роль в их  мифологическом мировоззрении. У хантов иттармы (деревянные «куклы», «панки»), изображающие предков — прадедов и прабабок, — были одеты в бобровые шкурки и хранились в специальных сундуках или лабазах в лесу. Ханты считали бобра священным зверем.

В мифологии угров бобер связан с Богиней-Матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос Богини-Матери «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобер».

К слову, Богиня-Мать почитается на Огневой горе и сейчас. В удивительном трёхшатровом храме Успения Божьей Матери в Алексеевского Успенского монастыря хранится самая чтимая в Угличе чудотворная икона Богородицы «Вратарница» («Неугасимая Свеча»), Богиня Мать изображена на ней с жезлом в левой руке и свечой в правой.

Астрагалы имели ритуальную окраску, связанную с представлениями о плодородии и благополучии. Использовались такие кости и при гаданиях. Особенно накануне важных событий, таких как важное строительство, политические решения, военные походы.

Как это часто бывает в сакральной географии, рядом с святилищем Богини находится священное место Бога. Есть такое и рядом с Огневой горой, в Петуховой слободе.

Петухова слобода была известна в Угличе в XV – XVII веках. Свое название она получила, вероятно, от Петухова камня, лежавшего близ церкви св. Николая Чудотворца – что на Петуховом поле.

Угличский краевед И.Н. Потехин писал в своих записках: «Камень величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нем можно было различить четырехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Этот валун находился метрах в 100-х на Юго-запад от церкви Николы – на «Петухах»…

Именно с этим камнем связана самая красивая и известная легенда. В ней говорится о том, что если городу угрожала какая-либо беда, то прилетал огромный петух. Он садился на камень, поворачивался в сторону грозившей опасности и троекратным пением предупреждал горожан о ней. С тех пор на камне «якобы и остался след петушиной лапы». Существует мнение, что эта легенда легла в основу сказки «О золотом петушке», написанной А.С. Пушкиным.

Жители Петуховой слободы являлись крепостными Алексеевского монастыря в Угличе. По государевой грамоте, им предписывалось  «ни в каких службах не быть и в целовальниках не сидеть». Теперь на месте этой слободы проходят улицы: им. Нариманова, им. Шаркова (бывшая Крестьянская), Свободы и Пролетарская. Сама церковь Николы – на «Петухах» была разобрана в 1957-1958 гг., а фундаменты оставались до 1961 года.

Петухов камень был разбит и использован для мощения угличских дорог… А Богиня все ещё живет  на Огневой горе, будете в Угличе, непременно наведайтесь к ней…

Андрей Малышев

Литература:

З. П. Соколова, О культе предков у ханты и манси / Мировоззрение финно-угорских народов;
В. М. Келемзин, Н. В.Лукина Знакомьтесь: ханты;
И. Н. Гемуев, Мировоззрение манси. Дом и космос;
С. Шумаков, «Угличские акты», (1400-1749гг.);
И.Н. Потехин, «Две угличские легенды. Петухов камень».

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий