Мерянские боги сотворили Вселенную в Латвии (фото и видео)

В старину в каждом доме желанными гостями были ряженые. Люди верили, что одетые в маски-костюмы ряженые способны изгнать из дома злых духов и принести в него мир и покой.

«Latvijas Folkloras biedrība» сегодня пытается возродить эти традиции и ежегодно проводит международный фестиваль, на который собираются участники не только из Латвии, но и из соседних стран. В Латвии фестивали масок успешно проходили в Даугавпилсе, в Мадоне, Бауске, Лиепае, Малпилсе, Сигулде, а в 2014 году, 15-ый по счету фестиваль прошел в Риге в рамках программы «Рига — культурная столица Европы».


Как и в прошлом году в нем приняли участие мерянские этнофутуристы из общества Metsa Kunnta (Братство Леса) представившие на нем Россию, сообщил активист общества Андрей Малышев Инфоцентру FINUGOR.

Меряне прочитали интерактивную лекцию с видеошоу на тему «Проблемы осмысления феномена ряженья в регионе Верхнем Поволжье» и показали несколько шаманских перформансов.


В рамках лекции этнокультуролог Ольга Лазарева рассказала о ритуальных масках, бытовавших в Верхневолжье, являющихся самым ярким, мифологически содержательным и архаичным атрибутом ряженья пост мерянской территории России.

Помимо доклада, группа «Metsa Kunnta показала арт-перформанс «Сотворение Вселенной», в котором творчески переосмыслили древний финно-угорский миф о Белом (Юмалл) и Черном (Ёлс, Керемет) богах сотворивших наш Мир».

Память о этом некогда общем для всех финно-угров мифе сохранилась у прибалтийских и поволжских финнов, зауральских угров и северных русских. Согласно нему Черный бог, младший брат Белого бога-демиурга, иногда выступающий в виде водоплавающей птицы, достает Землю, три раза ныряя на дно Мирового океана по повелению бога-творца.

Рассказывает Ольга Лазарева, участник перформанс-группы Metsa Kunnta:

«Маска, по моему мнению, самый яркий, содержательный и архаичный атрибут традиционного ряженья, уходящий своими корнями в языческие времена. В праздничных представлениях чаще всего использовались маски, изображающие мифологические персонажи. При этом маска в традиции была не только личиной всем известного героя — маска являлась ритуальной одеждой в целом. Для нового перформанса мы задумали два персонажа-маски. Это Белый Бог (Юмалл), плавающий в мифе по водам изначального океана на каменной лодке — чудесном судне. Его изображает маска-костюм белого цвета. Из пены на воде в мифе появляется Черный бог (Ёлс, Керемет), который носит черную маску-костюм. Все элементы одежды являются традиционными для Верхневолжского региона X—XVIII веков.

По ходу нашего представления Юмалл три раза заставляет нырять Ёлса на дно океана, чтобы достать землю. Только на третий раз, поминая имя Белого бога, Ёлс добывает землю, но часть ее утаивает во рту. Юмалл рассеивает землю по поверхности океана, отчего она разрастается на волнах. Растет земля и во рту у Ёлса. Согласно мифу, он утаил часть ее от Юмалла. Ёлс вынужден выплевывать ее — от чего на сотворенной земле возникают горы, ущелья, болота и непроходимые леса. После творения Земли рассерженный Юмалл изгоняет Ёлса под землю, в пекло…»

Заметим, что смысл перформанса Metsa Kunnta не только в воспоминании прошлого. Об этом рассказал другой участник мерянского арт-перформанса художник Андрей Малышев:

«Наши исконные традиции, и вообще система мифологического жанра за XX век сильно пошатнулись и десакрализовались.

Причина этого – советская урбанизация 30-70-х годов XX века. Этот процесс, расшатавший региональные субэтнические ориентации, стал болезненным для нескольких поколений наших людей, фактически они стали отлученными от родной культуры. Вчерашние жители деревни, а теперь новые горожане, они были вырваны из архетипического круга традиционной культуры, к которому принадлежали их предки.

Сейчас в различных областях и землях культурными активистами довольно активно предпринимаются попытки возродить утраченную традицию.

Задача мерянских этнофутуристов — найти постмерянской, северорусской традиции достойное и востребованное место в современной городской культуре. С позиции финно-угорского этнофутуризма, идеи которого мы представляем, обрядовая практика ряженья не должна напоминать бездушного «зомби», воскресшего в старом «теле» или бессмысленную игру в старину, «ряжением в ряженых». Напротив, эта практика должна быть глубоко осмысленна в различных ее аспектах и проявлениях, опираясь на имеющиеся этнографические, культурологические и этнографические исследования.

Ряженье может стать новой постмерянской мифологией, в которой современные русские жители мегаполиса смогут найти для себя еще одну грань идентичности».

Фестиваль масок проводится раз в год Латышским фольклорным союзом при поддержке Управления культуры Рижской городской думы. Главная цель мероприятия — популяризация традиций масок в Европе.

В XV фестивале приняли участие коллективы из Латвии, Литвы, России и Белоруссии, а также представители русской общины города Риги.

Группа этнофутуристов Metsa Kunnta (Братство Леса), члены которой актуализируют мерянское наследие в русской культуре, была основана в 2010 году.

Источник: http://finugor.ru

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий