Святыни реки Нёмда. Нижневодское городище

В среде славянофилов существует версия, что река Вятка, а затем и сам регион получили свое название от имени племени вятичей. Однако историки и в особенности археологи доказали, что вятичи, да и вообще все древние славяне никак не могли оказаться в тех местах, где сейчас расположен город Киров, поскольку исконными жителями этой земли были и есть неславянские народы. Получив большое количество опровержений, подтвержденных к тому же фактами, эта теория в наше время научным миром отвергнута, но не забыта в среде политизированных поп-фольклористов.

Есть другие, более состоятельные финно-угорские версии возникновения названия «Вятка», основанная уже не на славянофильских домыслах, а на научных исследованиях.

В эпоху раннего средневековья (IX-XIII века) бассейн реки Вятки населяли племена древних марийцев и удмуртов. Одно из удмуртских племен называлось «ватка», что и послужило основой для наименования главной реки и самого края. По другой версии, удмуртское племя «ватка» именовалось от реки. Но что значит само это название? Есть множество гипотез. Например, по одной из них в основе лежит удмуртское слово «вод» — выдра, бобр. Лингвист М. Фасмер возводил слово «вяда» к древне-финно-угорскому «венто» — медленный, спокойный, глубокий.


Антропологический облик жителей Вятской земли в раннем железном веке (Ананьевская культура)

Согласно другой версии в языках финно-пермской группы существует диалектное слово «вете», что значит «вода». Это название родилось не в языке местных жителей, а в языке ближайших пермских соседей и преобразовано из того слова, каким они называли жителей реки (Вятки). В данном случае от слова «вете» образовывались другие, однокоренные ему: «видки», «ветке» или «ветьке», обозначавшие людей, которые живут вблизи этой реки, и по ее берегам.

Осенью 2013 года в компании коллег из Марий Эл члены московского отделения Мется Куннта побывали в Кукарском (Советском) и Уржумском районах Кировской области.

Долина реки Немды

Об этом путешествии рассказывает московский этнофутурист и краевед Андрей Малышев. Территория Кукарского (Советского) района изрезана множеством рек, ручьев, оврагов среди которых наиболее знаменита река Нёмда.  Необычный и неповторимый облик реки — высокие скалистые берега над голубой лентой воды, пещеры и карстовые воронки — связан с тем, что она на своем относительно небольшом пути 162 км течет по центральной зоне Вятского увала, к которому приурочен выход на поверхность таких карстующих пород, как известняки верхнеказанских отложений пермского возраста. Издавна эти земли населяли финно-угорские народы — мари, удмурты, являющиеся потомками культур раннего железного века  — Ананьевской, Пьяноборской и Азелинской.

Нижневодское городище

В ходе своей поездки по святыням Киров кундем мы посетили Нижневодское городище принадлежащее Ананьевской археологической культуре раннего железного века на реке Нёмда. Подобно былинной скале кугыза Чумбылата Нижневодское городище представляет собой скальный утёс высотой 30 метров. Расположено оно вблизи деревни Фокино на куртом скальном правом берегу реки. Этот утес — окрайная часть древнего рифового массива. В его образовании главная роль принадлежит илистым отложениям, которые накапливались у подножия морских корраловых рифов.

Ров и вал городища

Со стороны материка городище защищено глубоким рвом и валом из земли вперемешку с камнем. С южной стороны конец этой насыпи подходит к огромным каменным ступеням. На одной из ступеней лежит камень правильной прямоугольной формы размером более 2 метров в длинну и 1.5 метра в ширину.

Местные жители говорят, что под камнем лежит клад и закрыт подземный ход. Подземные ходы действительно не редкость на ананьевских городищах Вятской земли.

На соседнем Пижемском городище в устье реки Пижмы, между валом и обрывом высокого берега, археологами был открыт полузаваленный колодце образный ход, сложенный из больших, правильной формы, каменных глыб. Местное предание гласит, что их предки с этого городища имели подземный ход в слободу Кукарка, где жили их соплеменники.

Так это или нет, но археологи посчитали этот ход местом шаманских жертвоприношений.

Ещё до первых раскопок площадка Пижемского городища была изрыта крестьянами, которые искали клады и добывали кости жертвенных животных — кости десятками пудов отправлялись в Кукарку. Не считая костей и керамики, число находок на городище достигает 2000.

Обилие костей животных, обломков посуды, орудий труда свидетельствует о длительном пребывании тут людей, причём слоёв середины I тысячалетия до н.э. до X-XI вв н.э. перерыва в его обитании не было.Вернемся к утёсу Нижневодского городища. Местная легенда гласит, что в этом городище, или как его называют местные «кругане» (от слова круг, так как насыпь вала идет полукругом, дугой), жили богатыри-великаны, древнейшие обитатели края. Тут мы сталкиваемся с классическим сюжетом о панах-великанах, распространённой от Прибалтики и Севера, до Средней Волги и Урала, которая обозначает древний финно-угорский культурный ареал. (Смотрите статью Князья-великаны и каменный топор. Наши легендарные первопредки)

Существует множество рассказов о лежащих в этом утесе кладах, что они нередко показываются людям в различных образах, приемущественно в виде старика.

Рассказывают, что иногда на утёсе слышаться какие-то вопли, что мимо, по пролегающей внизу дороге, ночью нельзя проехать без невольного ужаса, от которого шапка сама падает с головы, о русалках водящихся в Нёмде, протекающей у подножья городища, о том, что зимой в большие морозы из продушин в каменном берегу под утёсом выходит пар или дым, от дыхания живущего в этих расщелинах или пещере Змея, инода вылетающего с огненном хвостом…

Кстати главная достопримечательность городища, собственно утес над Нёмдой, носящий имя Буржацкий сейчас потерян, если не в научном отношении, то в эстетическом – определенно. В 1969 г., чтобы получить камень для строительных целей, директор совхоза «Фокинский» распорядился взорвать верхнюю часть утеса. В результате красивейший памятник природы был обезображен и к тому же совершенно напрасно: вместо камня люди получили осыпь мелкого щебня и пыли – эти известняки непригодны для строительства.

От взрыва обрушилась наиболее высокая часть утеса, образовался желоб, исчезли ступени и пещера из которой ранее в морозы видели пар…

Буквально в паре сотен метров от городища находятся другие памятники природы. Это Бересняцкий водопад — глубокий, узкий каньонообразный овраг. Каменное дно этого каньона образует шесть уступов высотой (сверху вниз) – 1 м, 2,5 м, 1,5 м, 2,2 м, 4 м, 7,5 м. Это целый каскад водопадов, бегущих по каменному жёлобу ручья. Водопад назван именем бывшей деревни Береснята, которая некогда стояла в верховьях ручья.

Рядом с водопадом находятся скальные обнажения известняков. Там находится небольшая «стенка» высотой до 14 м, протяженностью несколько десятков метров.  По обе стороны от нее по лесу причудливо громоздятся лишь отдельные останцовые глыбы. Начинается она сразу от Буржатского утеса и тянется 250 м до оврага с водопадом у бывшей д. Береснята.

Обнажающийся здесь плотный монолитный массив в одном месте как бы разломился, образовав глубокую расщелину. Уникальность ее в том, что она представляет собой естественный срез немдинской пещеры, трещины оседания, только идущей не параллельно, а перпендикулярно речному берегу.Возможно эти неповторимые природные урочища, как и Нижневодское городище эпохи ананьинской культуры – одно из древнейших и малоизученных поселений финно-угров в Вятском крае, у наших предков использовались в их культовой практике. Об этом говорят многочисленные свидетельства большого числа посетивших это место туристов слуховых галлюцинаций.

Преимущественно, галлюцинации носят субъективный характер, чаще всего они возникают у одиночных посетителей городища во время прогулки по густому лесу, под живописным скальным массивом, на вершине которого и располагалось поселение древних. Изредка характерные звуки может слышать целая группа людей. Характер галлюцинаций-звуки многочисленных человеческих голосов откуда-то из глухого леса, шум крупного поселения. Эти загадочные явления науке еще предстоит разгадать…

Facebook Comments

Комментарии:

Добавить комментарий