Святыни реки Нёмда. Чумбылат курык (Чумбылатова гора)

Распространенное мнение о том, что земли современной Кировской области (исторической Вятки) были исконно заселены славянами и не отличались богатым разнообразием культуры и ландшафта, является ошибочным по отношению к древней финно-угорской истории, неповторимой культуре и изумительной природе Вятской земли. Осенью 2013 года, в компании коллег из Марий Эл, члены московского отделения Metsan Kunnta побывали в Кукарском (Советском) и Уржумском районах Кировской области.

Об этом путешествии рассказывает московский этнофутурист и краевед Андрей Малышев:

Священная роща горы Чумбылат

По старинному языческому преданию в одной из пещер на берегу реки Нёмда спит легендарный марийский кугыз-князь Чумбылат. Он лежит на золотом камне, как знаменитый германский император Фридрих Гогенштауфен. И, как и глава гибеллинов, Чумбылат проснётся в последние времена, когда пробудятся даже камни. Он придет что бы возглавить свой любимый марийский народ…

Чумбылатова гора (Чумбылат курык) – это гора на реке Нёмда в Кукарской (Советском) районе Кировской области. Гора — легендарное место захоронения былинного марийского героя-князя Чумбылата, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и построил множество городов-крепостей.

Народ мари считал его своим верховным правителем и защитником. При нем сложились новые традиции, в том числе и языческих богослужений, которые оставались традиционными на протяжении столетий и сохранились до настоящего времени.

Устное народное творчество свидетельствует, что Чумбылат спасал свой народ от нашествия врагов не только при жизни, но и после смерти. На месте его погребения, у надгробного камня (Чумбылатов камень), марийцы после его смерти устраивали мировые моления, приносили в жертву скот и птицу своим Богам.

Священная роща горы Чумбылат

Впервые попав на Чумбылат я сразу понял, что это типичное мысовое, подтреугольное по форме, городище эпохи раннего железного века. Вероятнее всего это место и было столицей страны мари времен княжения Чумбылата.

Гора — самая почитаемая языческая святыня марийцев. По преданию, покоящийся здесь князь перед смертью призвал марийцев, если наступят тяжелые времена, прийти на могилу и позвать его на помощь. Легенда гласит, что однажды дети решили проверить, правда ли это, и призвали Чумбылата. Разверзлась скала, вышел князь, но, увидев, что врагов вокруг на самом деле нет, осерчал и скрылся в горе уже на всегда… По некоторым сведениям, паломничества сюда начались еще в XIII веке.

Священная скала

В 1830 году, во времена очередного усиления борьбы с этническими верованиями в Российской империи, по приказу митрополита Филарета, священный утес взорвали саперы царской армии, а марийцев насильственно выселили из этих мест. Но сломить веру мари не удалось: у обломков священной скалы они стали молиться тайно, по ночам, приходя к городищу князя за десятки верст.

Тайно приезжая семьями, молились у камня и при советской власти. Открыто традиционный ритуал был проведен здесь лишь в 1991 году после распада советской империи…

Обряд по Традиции проходит в молельной роще, которую в 1991 году основали на вершине горы. Заходить туда можно только в день моления, в остальные дни года роща закрыта для входа.  Придя в это святое место в остальные дни каждый человек чувствующий связь с своими финно-угорскими предками может пройти помолиться к камням священного утеса Чумбылата.

Мы тоже посетили огромный камень — осколок взорванной горы. На саму вершину, где покоится Чумбылат, ступать нельзя.

Молиться и просить удачи, благополучия и здоровья у кугыза нужно здесь, у этого валуна. Приникая к нему, человек должен ощутить величие и силу Того, к кому он обращается с молитвой.

Ель и кусок взорванного в 1830 году утёса

Спуск к подножию городища

Ель, священное древо предков, растущая рядом с камнем, вся увешана завязанными на ней лентами, полотенцами. Это символы жертвоприношений и зароков, а сам камень — усеян монетами.

После молитвы, зажжения свечей, и возложения даров, спускаемся к подножию горы.

Источник

Река Нёмда

Там находится святой источник — бьющий из-под земли холодный ключ. Здесь можно умыться, помыть руки, попить воды и бросить монету в воды реки Нёмды.

Работники природного заказника «Пижемский», на территории которого находится Чумбылат, рассказывают, что вода источника действительно известна своей целительной силой: у кого язва затянулась, у кого и похуже хворь прошла. Думали, дело в повышенном содержании в воде серебра, даже сдали на анализ. Оказалось — ничего особенного в воде нет. Это само Место благотворно на людей влияет…

Общее впечатление от увиденного мной на Чумбылате: красивое, возвышенное и глубоко духовное Место небольшого, но свято чтущего свои традиции народа мари, живущего рядом с нами, наследниками меря, чуди, мещёры, муромы, потерявшими связь с своими предками, впечатляет и вдохновляет.

Вятская земля при должном, хотя бы в информационном плане, внимании к таким Местам властей могла бы на всю Россию прославиться. Прославиться своей уникальной и древней историей, и глубоко укоренённой в этой земле местной духовной Традицией. Хотя кто его знает, нужно ли это самим мари?.. Ведь у них уже был 1830 год, и не один…

Андрей Малышев. Metsan Kunnta

Использованные материалы:

«История, мифы и легенды Кукарского края» г.Советск, 2010г.
О.С. Козырев. «История Вятского края». рукопись. г. Шахунья, 1965г.
Рассказы о истории Нёмды краеведа А.С. Репина.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Иван Казаков «Дай нам силу, Чумбылат!» Вятский наблюдатель 2008г.
П.В. Алабин. «Заметки относительно некоторых древностей Вятского края». Вятка, 1895г.
Архив историко-краеведческого музея г.Советск (Кукарка) Кировской области.

Facebook Comments

Комментарии:

20 Комментарии

на “Святыни реки Нёмда. Чумбылат курык (Чумбылатова гора)
20 Комментарии на “Святыни реки Нёмда. Чумбылат курык (Чумбылатова гора)
  1. Уж не Калевитин ли это племянник? Мало кто из сильных может заботится о слабых. Который по крепче всегда норовит оттяпать у слабака. По поводу одной из прошлых статей. Слово йолусь похоже на ещё одно наше слово лонись ( в прошлом году). Используется в Вологодской обл Шекснинском рн д Еремеево. Правильность написания проверена у Кострова Виктора Алексеевича

    • они и сейчас там живут. а вообще да, верховья ветлуги в костромской и нижегородской области, немда, часть кировской области это марийская земля. там находились столицы их ранне-средневековых княжеств.

  2. Был я там тоже раза 3.Детей возил показывать место захоронения.Есь что там посмотреть.Плюс еще каръер огромный.Есть одна женщина в Колянуре или в Лошкари.живет.Ну в ой деревне еще есть сельсовет.Не помню кем она работает,но муж уней работал председателем сельсовета.Это 2000 ом году было.Вот она выпустила книгу про деревни окружающие..И она там подробно описала про Чумбылата.И как после взрывали его могилу ,чтоб не ходили туда молится.А ходили в церковь.Вообщем Гонения были со стороны церкви..Книгу я так и не нашел,чтоб купить.Все было распродано.

Добавить комментарий